Страны мира

Туркменистан: Наука и культура

Туркменистан характеризуется почти полной грамотностью населения. Как научные исследования, так и систему образования в Т. возглавляет Академия наук, основан­ная в 1951. В её ведении находится ряд научных ин­ститутов, в т. ч. всемирно известный Институт пус­тынь. Сокращение государственного финансирова­ния и отток русскоязычного населения отразились на качестве научных исследований и уровне подготовки специалистов.

В Ашгабате находится Туркменский государст­венный университет. Преподавание в высшей школе ведётся на туркменском и русском языках; в системе начального и среднего образования есть классы с пре­подаванием на казахском, русском и узбекском язы­ках. Преподавание в общеобразовательных школах ведётся на туркменском языке. Число классов, где мо­гут обучаться дети других национальностей (русские, узбеки, казахи), неуклонно снижается. В результате реформы высшей школы, проведённой в кон. 1990-х гг., срок обучения студентов в высших учебных заве­дениях сократился до 4 лет, причём два из них — на практике.

Пестрота этногенеза туркменского народа, сло­жившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племён, определила характер куль­туры туркмен. В ней выделяются два направления: тюркское и иранское.

Из эпических жанров народного творчества наибо­лее развитым в художественном отношении является дастан. Туркменские дастаны делятся на героические и романтические. Героический эпос имеет исключи­тельно тюркскую (огузскую) тематику. Романтичес­кие дастаны — авторская обработка известных сюже­тов восточной литературы. Литература и фольклор Т. вплоть до 20 в. распространялись главным образом изустно. Из туркменской среды вышли многие изве­стные поэты и философы, представители ранней сель­джукской поэзии в Малой Азии, писавшие на персид­ском языке (Челеби Хусамеддин). И позднее писали на фарси туркмены по происхождению — Хилали Чагатаи (16 в.), Байрамхан Ханханнан (писавший и по-тюркски) и др. До сер. 16 в. в туркменской литературе преобладала дидактическая поэзия, отразившая ис-ламско-суфийскую догматику.

Со 2-й пол. 18 в. появились полемические стихи — эпистолярная форма — переписка поэтов на различ­ные темы (например, переписка между поэтами Мах-тумкули и Дурды-шахиром, 18 в.). Махтумкули пер­вым в туркменской литературе использовал форму

«гошгы» — четверостишие, свойственное фольклору всех тюркоязычных народов.

Из художественных ремесел широкое распростра­нение получила керамика, украшенная орнаментом (до 8 в.), поливная (с 8 в.), одноцветная (10—12 вв.), пятнистая или украшенная гравировкой или полихромной росписью (с 12 в.). Орнаментация штампо­ванной керамики и художественных изделий из ме­талла близка иранской.

В период позднего Средневековья в среде турк­менских племён было высоко развито древнее искус­ство ковроделия. Узоры на коврах 18 — нач. 20 вв. (текинских, салорских, иомудских, эрсаринских и др.) — отработанные веками традиционные компози­ции с ярко выраженными племенными признаками. Многие элементы ковровых узоров восходят к древ­нейшим эпохам. Туркменский ковер в целом отлича­ет чёткий геометризованный рисунок и господству­ющий красно-коричневый глубокий цвет тона.

Художественное своеобразие произведений турк­менских ювелиров — соединение массы серебра с мягкосветящимися зернами сердолика, а также заверше­ние основной композиции изделия «бахромой» или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубен­цов, монет.