Страны мира

Украина: Экономика

Объем ВВП У. в 2002 составил в национальной валюте 212 млрд грн. (в 2000 — 175,0; в 2001 — 201,9). Общий объём ВВП, пересчитанный в доллары по па­ритету покупательной способности (ППС), составил 185 млрд долл. В 1999 У. занимала последнее, 43-е место по душевому объёму ВВП среди стран Европы и неевропейских государств ОЭСР, участвующих в европейских сопоставлениях. По данным ООН, за 2002 реальный ВВП на душу населения на У. по ППС составлял 3816 долл., а в целом по уровню социаль­ного развития, определяемому индексом человечес­кого развития (доходы населения, средняя продол­жительность жизни, образовательный уровень граж­дан), У. находится на 80-м месте в мире, уступая сре­ди стран СНГ Белоруссии (56-е место) и РФ (60-е).

За 1992—2001 реальный ВВП страны в результате трансформационного кризиса сократился более чем в 2 раза. Вместе с тем У. смогла существенно снизить ин­фляцию и дефицит государственного бюджета, обеспе­чить стабильность национальной валюты — гривны, введённой вместо переходного карбованца в сентябре 1996 (см. табл. 1). В то же время почти вдвое упали объёмы промышленного производства, в 5 раз сократи­лись инвестиции в основной капитал, примерно на 40%

снизилась продукция сельского хозяйства. По совре­менному уровню основных макроэкономических пока­зателей страна фактически отброшена на десятки лет назад, к периоду 1968—70.

В 2000—02 на У. чётко проявились признаки эко­номического выздоровления, но рост затронул лишь отдельные сферы хозяйства и пока не приносит ощу­тимых результатов в масштабах всего общества. При росте ВВП (в 2000 — на 5,8%, в 2001 — на 9,1, в 2002 — на 4,1%) его уровень составлял лишь 49% уровня 1990, а подушевой показатель ВВП (с учётом сокра­щения населения) поднялся, по оценке, до 19—20% к среднему аналогичному показателю стран ЕС, т.е. сохраняется на пятикратно более низком уровне, чем в Европейским союзе. По прогнозу Минэкономики У., в 2003—06 ожидается рост ВВП на 28,3%, что, од­нако, не позволит достичь даже уровня 1990.

Весьма острой остаётся проблема безработицы: официально зарегистрировано 1,034 млн безработных (на кон. 2002), из них пособия получают 690 тыс. (2002). Но фактическая безработица, по оценке между­народных экспертов, почти в 3 раза превышает офици­альный уровень: в 2000 она достигала 11,7% (по мето­дологии МОТ), тогда как Госкомстат У. фиксировал лишь 4,2%. В 2001—02 официальный уровень безрабо­тицы стабилизировался в пределах 3,7—3,8%, а факти­чески на уровне около 10% (по методологии МОТ). Это свидетельствует о том, что увеличение масштабов про­изводства в 2000—02 не сопровождалось ростом заня­тости, так как даже динамично развивающиеся сектора экономики не могут абсорбировать наличную рабочую силу. В целом для У. характерна тенденция к уменьше­нию занятости населения: с 25,4 млн чел. в 1990 до 22,3 млн в 1998 (пик спада в промышленности), 21,3 млн в 2000 и 20,9 млн чел. в 2001.

Достижениями макроэкономической политики последних лет стали существенное снижение ин­фляции и дефицита государственного бюджета, обеспечение стабильности национальной валюты, рост в промышленности (начиная с 1999) и в сель­ском хозяйстве (с 2000), что обеспечивало рост ре­ального ВВП.

Экономика У. относится к индустриально-аграр­ному типу. В структуре валовой добавленной стои­мости 34,4% занимает промышленность, 16,4% дают сельское и лесное хозяйство, различные услуги — 45,2%, строительство — 4%. По удельному весу в чис­ленности занятых сельское хозяйство несколько опережает промышленность: 21,8 и 19,9% соответст­венно от общей занятости во всех сферах экономиче- ской деятельности. Растёт занятость в третичном секторе — сфере услуг, где высока доля занятых в об­разовании, культуре, искусстве, науке — 10,2%, в торговле и общественном питании — 6,9%, в здраво­охранении и соцобеспечении — 6,5%, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 3,7%. В сфере современ­ных услуг типа финансирования, страхования и кре­дитования заняты менее 1%, а в государственном ап­парате — 1,7%.

Страна имеет все отрасли, присущие экономике крупного европейского государства. В отраслевой структуре промышленности преобладают обрабаты­вающие отрасли (74% по стоимости), а на горнодо­бывающие приходится 11%. Наиболее высокий удельный вес имеют (в %): металлургическая про­мышленность (чёрная и цветная) — 23, пищевая ин­дустрия и переработка сельхозпродуктов — 18, энер­гетика — 15; на машиностроительный комплекс при­ходится 12, на химический — 5, на текстильную и швейную отрасли — 1, на деревообработку — 1. Ко­личество прибыльных промышленных предприятий составило 48% в общем числе предприятий по ито­гам 2002 (в 2001 — 51%).

Топливно-энергетический комплекс развивает­ся на базе собственных ресурсов угля и импортиру­емых нефти и газе (преимущественно из РФ, а так­же из Туркмении — газ и из Казахстана — нефть). В топливном балансе страны более 40% приходится на газ, на нём работают основные тепловые элект­ростанции. Самые крупные ТЭС — Запорожская, Углегорская, Криворожская, Змиевская, Бурштынская, Приднепровская. Действуют атомные стан­ции, получающие сырьё из РФ и туда же отправля­ющие отработанное ядерное топливо: Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская АЭС. Чернобыльская АЭС, дававшая 7% всей элек­троэнергии, закрыта по международным соглаше­ниям в кон. 2000.

Высокий уровень энергопотребления в стране при относительной бедности энергоресурсами диктует не­обходимость снижения энергоёмкости хозяйства за счёт его структурной перестройки и уменьшения за­висимости от «критического» импорта нефти и газа. В перспективных планах намечено увеличить долю уг­ля в топливном балансе страны.

Металлургический комплекс многоотраслевой и высокоразвитый. У. занимает 7-е место в мире среди производителей железорудного сырья. Производятся также марганцевая руда, различные ферросплавы (ферросилиций, ферромарганец). В цветной металлургии имеется крупное глинозёмное производство (завод в г. Николаеве, совладельцем которого стала россий­ская компания «РусАл»). Продукция чёрной и цветной металлургии имеет важное экспортное значение: выво­зятся руда, ферросплавы, оцинкованный прокат, трубы большого диаметра, глинозём для последующей вы­плавки алюминия и др. Металлургический комплекс даёт основную долю валютной выручки. Предприятия чёрной металлургии расположены в Приазовье (г. Ма­риуполь), Донбассе (Донецк, Алчевск, Енакиево, Ма­кеевка), Приднепровье (Запорожье, Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск).

В машиностроении наиболее развито производ­ство сельскохозяйственных машин и транспортных средств, приборо- и станкостроение. Тракторы, тан­ки, турбины, суда разных типов, грузовые вагоны и многое другое поставляются в разные страны. На У. проектируются и производятся самолёты (наиболее известные из них Ан-2, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мр1я», Ан-74), авиационные двигатели. Самолёты марки Антонова строятся так­же на заводах РФ и Польши.

Центры машиностроения — Харьков, Киев, До­нецк, Луганск, Краматорск, Днепропетровск, Нико­лаев, Львов, Запорожье и др.

Благодаря сырьевой базе развита и химическая промышленность. Основные центры — Лисичанск, Черкассы, Одесса, Киев, Калуш и др. Значительную часть в промышленности составляет оборонная, где сейчас идут процессы структурной перестройки и конверсии. Промышленность строительных матери­алов представлена цементной, стеклянной, керами­ческой, нерудных стройматериалов, асбестоцементной отраслями.

Индустрия пищевых продуктов насчитывает около 2,5 тыс. предприятий разного профиля и форм собст­венности. Всего они производят продукцию около 3 тыс. наименований. Основные отрасли перераба­тывающей и пищевой промышленности — сахарная, спиртовая, мясная, молочная, мукомольно-крупяная, кондитерская. В пищевой промышленности У. активно действует иностранный капитал, созданы многочисленные СП, идёт модернизация на базе им­портных технологий.

В сельском хозяйстве страны преобладает расте­ниеводство. Основой зернового хозяйства является выращивание озимой пшеницы, кукурузы, ячменя, озимой ржи, гречки, проса. Из технических культур выращиваются сахарная свёкла, подсолнечник, лён-долгунец, хмель, табак. По производству сахара страна занимает одно из ведущих мест в Европе. Раз­виты садоводство, виноградарство, производство эфирно-масличных культур в Крыму (роза, лаванда — для парфюмерной промышленности). В агропро­мышленном производстве сегодня наблюдаются две тенденции: уменьшение объёмов производства в крупных хозяйствах общественного сектора и увели­чение его в частных мелких хозяйствах. У. всегда бы­ла и остаётся крупным экспортёром сельскохозяйст­венной продукции. В составе экспорта — зерновые культуры, сахар, бобовые, молочные и мясные про­дукты, овощи, растительное масло и многое другое. С целью наращивания темпов торговли продукцией агропромышленного комплекса, расширения воз­можностей её экспорта У. принимает активное учас­тие в создании аграрного рынка стран СНГ. Ведутся переговоры о вступлении в ВТО.

Транспортный комплекс У. включает железнодо­рожный, автомобильный, морской, речной, авиацион­ный и трубопроводный. Он играет роль «кровеносной» системы экономики страны. Общая протяжённость ав­томобильных дорог — 172,6 тыс. км, в т. ч. с твёрдым покрытием — около 163,9 тыс. км, железных дорог — 22,8 тыс. км. Развитая сеть автомобильных и железных дорог обеспечивает связь между регионами У., между сопредельными странами СНГ и Восточной, а далее — Западной Европы, между промышленными центрами РФ и черноморскими портами. Общая протяжённость речных судоходных путей 3700 км. Судоходное низо­вье Днепра обеспечивает связь юга У. с центральной частью, нижнее течение Дуная — выход к системе Ду­най—Майн—Рейн. Важную роль играют Чёрное и Азовское моря, особенно Чёрное, которое должно стать зоной транзита между Европой и Азией. Крупнейшие порты: Одесса, Ильичевск, Николаев. Международные воздушные перевозки организованы на 105 маршрутах с 35 странами мира. В октябре 1996 У. присоединилась к программе TRACECA (транспортный коридор Евро­па — Кавказ — Азия), цель которой — соединение транспортных маршрутов стран-членов проекта с евро­пейскими транспортными сетями. По территории У. проходят магистральные газо и нефтепроводы из РФ и Центральной Азии в страны Западной Европы. Тран­зитное положение — важный экономический ресурс У. Ежегодно на транзите российского газа в Европу через газотранспортную систему страны (ГТС) У. зарабаты­вает св. 2 млрд долл. Для модернизации существующих трубопроводов и подземных газовых хранилищ, увели­чения объёмов экспорта газа до 150 млрд м3 в год созда­ётся Международный газотранспортный консорциум (МГТК) при участии У., РФ и, возможно, стран Запад­ной Европы (ФРГ, Франция).

Транспортный потенциал У. достаточно высок. Национальная транспортная сеть в состоянии обес­печить интенсификацию перевозок грузов и пасса­жиров как на внутреннем, так и на международном сообщении. В 2002 грузоперевозки (без трубопро­водного транспорта) составили 566,8 млн т (всего — 770 млн т), перевозки пассажиров — 3565 млн чел.

Сфера торговли и услуг относится к наиболее ди­намично развивающимся отраслям экономики. Роз­ничный товарооборот вырос за 2000—02 с 49,6 млрд до 68,4 млрд грн.

Банковская система У. двухуровневая, состоит из центрального банка — НБУ (Национальный банк У.) и 157 коммерческих банков (на 1 января 2003). НБУ определяет главные направления денежно-кре­дитной и валютной политики страны.

В 2002 в этой области были достигнуты успехи. Отмечалась стабилизация рынка, улучшилось финан­совое положение У., возросли сбережения населения в национальной и иностранной валюте. Стабильность гривны была обеспечена проведением жёсткой валют­ной политики НБУ, поставившего цель сохранить низкий уровень инфляции (0,6% в год, по итогам 2002) и последовательно ревальвировать гривну (1,2% по отношению к доллару и 19,2% по отношению к евро). Курс гривны в 2001—02 колебался в пределах 5,28—5,43 грн. за доллар. Выросли показатели моне­тизации экономики и вклады населения в коммерчес­ких банках с 6,7 млрд грн. в нач. 2001 до 18,9 млрд в кон. 2002. Наметился также рост банковских креди­тов хозяйствующим субъектам до 52,2 млрд грн. (уве­личение на 5,5% в 2002). В 2003 НБУ снизил ставку рефинансирования с 11,5 до 7%. Денежно-кредитная политика НБУ привела к приросту вкладов населе­ния в банки, что обеспечивает правительству значи­тельные ресурсы для развития экономики по сравне­нию с привлечёнными займами международных фи­нансовых организаций. В 2002 МВФ отказал У. в кредитах, тем не менее валовые валютные резервы НБУ составили 4,4 млрд долл., увеличившись за год в 1,5 раза при полном выполнении внешних долговых обязательств. Позитивные показатели монетарной политики НБУ и рост ВВП способствовали повыше­нию рядом международных агентств кредитного рей­тинга У. на 1—2 уровня (до уровня «В») по долгосроч­ным и краткосрочным кредитам. В 2002 внешний долг У. сократился до 42,3 млрд грн. (7,7 млрд долл.), сумма выплат составила 2,2 млрд грн. На нач. 2003 сумма государственного долга составляла около 30% ВВП. Необходимость значительных выплат по внеш­ним кредитам оказывает определяющее влияние на бюджетную и денежно-кредитную политику У.

Коммерческие банки всё ещё маломощные, ни их реальный «вес», ни качественный уровень не удовлетворяют потребностям динамичного эконо­мического развития страны. Совокупные банков­ские активы составляли на нач. 2003 30,7% ВВП У. (в РФ — 37,6%, в США — 60%, в ФРГ — 144%), ба­лансовый капитал банков — 4,5% ВВП (в РФ — 5,4%, в США — 5%).

Средний уровень депозитов — 17,5% к ВВП, что ха­рактерно для стран с бедным населением. Среди всех 157 коммерческих банков У. только 10 банков относят к системообразующим. Большинство банков (101) мел­кие. Функционируют 20 банков с иностранным капита­лом, в т.ч. 7 чисто иностранных. На первую десятку бан­ков приходится более половины активов, кредитного портфеля и обязательств системы коммерческих бан­ков, почти 3/4 вложений в ценные бумаги и 2/5 сово­купного балансового капитала, 1/4 — уставного капита­ла. Именно эти 10 банков привлекали более 1/2 средств хозяйственных субъектов и 2/3 всех вкладов физичес­ких лиц. В банковской сфере существует множество проблем, решение которых не терпит отлагательства. Нормальному развитию препятствуют объективные и субъективные факторы: бедность населения, отсутствие надлежащей системы гарантирования банковских вкла­дов, высокий удельный вес убыточных предприятий в экономике страны, колоссальная (по мировым меркам) доля наличного денежного оборота — почти 2/5 всей денежной массы, св. 26 млрд грн. (на март 2003). Тем самым на У. почти нет относительно стабильных ис­точников поступления ресурсов в коммерческие бан­ки, в то же время резервные требования к банкам вы­ше, чем в странах ЕС, — там резервная ставка 0—2%, а на У. — от 0 до 14% (на кон. 2002), есть проблемы и с ликвидностью залогов и др.

Коммерческие банки (КБ) в большинстве своём не повернулись лицом к реальному сектору эконо­мики, что во многом обусловлено как их неподготов­ленностью предоставлять крупные и долгосрочные кредиты, так и неустойчивостью функционирования производственных предприятий, отсутствием реаль­ных преобразований в экономике, а следовательно, высокими кредитными рисками. Кредитные ставки КБ всё ещё почти втрое превышают учётную ставку НБУ. Недостатки банковской системы остро ставят вопрос о необходимости её реформирования. НБУ предложил «Комплексную программу развития бан­ковской системы У. на 2003—05 гг.».

Состояние государственных финансов после 2000 на У. относительно улучшилось (см. табл. 1). Сводный бюджет в 2002 сведён с профицитом в 1,7 млрд грн. (в 2001 дефицит составлял 1,3 млрд грн., или 0,6% ВВП). Однако формальное превышение доходов государственного бюджета над расходами достигнуто лишь путём проведения жёсткой бюд­жетной политики Минфина и секвестра бюджета в кон. 2002. Это связано с недовыполнением плана по доходам: в 2002 он выполнен лишь на 93,1%, а рас­ходная часть бюджета после секвестра выполнена только на 85,2%. Основной причиной плохого напол­нения бюджета стали значительно меньшие, чем бы­ло запланировано, поступления в бюджет от прива­тизации. В 2001 при плане в 5,9 млрд грн. поступле­ния средств составляли 2,3 млрд грн., а в 2002 при ожидаемых доходах от приватизации в 5,85 млрд грн. они равнялись всего 606 млн грн. Эксперты объ­ясняют это новой волной «теневой приватизации» и судебными процессами в отношении приватизиро­ванных предприятий. Провал приватизационной программы, замедление деловой активности, реваль­вация национальной валюты и потребность свести бюджет в соответствии с требованиями МВФ к про­фициту обусловили последующий секвестр. В итоге достигнут профицит в 0,8% ВВП (по методике Мин­фина У, 1,7% — по методологии МВФ). В целом низ­кие доходы госбюджета на фоне экономического роста последних лет свидетельствуют о серьёзных макроэкономических диспропорциях.

Вынужденное сокращение государственных расхо­дов ведёт к сохранению бюджетной задолженности пе­ред социальной сферой (невыплаты заработной платы, пособий) и перед частным сектором экономики (сумма просроченной задолженности государства перед укра­инскими экспортёрами по выплатам НДС достигла 2 млрд грн.). Эти негативные тенденции представляют основную опасность для стабильности цен украинской экономики. Важнейшей проблемой правительства яв­ляется также нехватка средств для финансирования программ экономического развития (при стремлении обеспечить плановый профицит бюджета).

Серьёзное воздействие на состояние государствен­ных финансов оказывает необходимость значитель­ных выплат по внешним кредитам. К нач. 2003 внеш­ний государственный долг У. сократился до 42,3 млрд грн. (7,83 млрд долл. США); в 2002 было выплачено 2,2 млрд грн. В 2001 правительство провело реструктуризацию текущего долга Парижскому клубу стран-кредиторов на сумму 580 млн долл. США. В тот же период было достигнуто соглашение о возобновлении кредитования по линии МВФ в размере 377 млн долл. США и выделен кредит Всемирного банка на 250 млн долл. США для поддержки экономической програм­мы правительства. Но возобновить масштабное со­трудничество с МВФ У. не удалось, так как Фонд и другие международные финансовые организации тре­буют выполнения ряда условий, прежде чем выделя­ют кредиты. В кон. 2001 была проведена реструкту­ризация долгов РФ за поставки природного газа на сумму 1,4 млрд долл. сроком на 12 лет, что создало благоприятную основу для развития двусторонних политических и экономических отношений на качест­венно ином уровне.

Согласно бюджету 2003, объём погашения ос­новной суммы по внешнему долгу составит 5,59 млрд грн. (1,02 млрд долл. США), а по внутреннему государственному долгу — 2,49 млрд грн. Для фи­нансирования этих платежей У. планирует при­влечь на внутреннем рынке 2,21 млрд грн., на внеш­нем — 6,7 млрд грн. (1,22 млрд долл. США), а также получить от приватизации 2,15 млрд грн. По про­грамме «упреждающего» stand-by правительство ожидает получения кредита от МВФ в размере 600— 800 млн долл. в течение 3—5 лет.

Несмотря на устойчивый экономический рост и его высокие темпы в 2000—02, уровень доходов граж­дан остаётся очень низким. В 2001 реальная заработ­ная плата работающих граждан повышалась (до 312 грн. на конец года), но она не достигла расчётного уровня прожиточного минимума (332 грн.). При этом средний уровень всех денежных доходов в расчёте на одного члена семьи составлял всего 183 грн. в месяц. Оставалась значительной и задолженность перед гражданами за начисленную, но не выплаченную за­работную плату — 3,7 млрд грн. на кон. 2001. В 2002 задолженность по заработной плате снизилась до 2,8 млрд грн., отсутствует задолженность по пенсиям. Тем не менее 1/3 граждан У. находится за чертой бедности — их доход не превышает 30 долл. в месяц. Правительство приняло документ «Стратегия пре­одоления бедности» (2001), где поставлена задача снизить долю бедных в 2003 до 21,4% и обеспечить рост реальных доходов населения на 6,5%. В 2002 средняя заработная плата в госсекторе достигла 376 грн., превысив прожиточный минимум. Средний де­нежный доход на душу населения в декабре 2002 со­ставил 342 грн. Номинальные денежные доходы на- селения возросли на 20,7% к 2001, и при этом реаль­ная заработная плата увеличилась на 15,6%. Слож­ности с наполнением государственного бюджета ухудшили социальную обстановку: в 11 раз за 2002 выросла задолженность по выплатам различных ви­дов помощи населению (пособия и т.п.), достигнув св. 170 млн грн. (на 1 января 2003).

Внешнеэкономическая сфера имеет чрезвычайно большое значение для экономики У., ставшей за го­ды реформ весьма открытой. С 2003 отмечается по­вышательная динамика показателей украинской внешней торговли после длительного периода спа­да (с 1996). Внешнеторговый оборот товарами и ус­лугами в 2002 достиг 40,5 млрд долл. США, в т.ч.: экспорт — 22 и импорт — 13,5, положительное саль­до торговли увеличилось до 3,5 млрд долл. США.

Коэффициент покрытия экспортом импорта 1,19 раза. В товарной структуре экспорта более 41% занима­ет продукция металлургического комплекса, около 14% — машины и оборудование, 11,2% — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, по 11% — про­дукция химической промышленности и минеральные продукты (уголь), растёт экспорт текстильных изде­лий, доля которого в общем объёме почти 4%. В импор­те преобладают природный газ и нефть — 43%, машины и оборудование занимают 19%, химико-фармацевтиче­ские товары — 11,6%. Импорт энергоресурсов относит­ся к категории «критический импорт», учитывая собст­венную бедность У. нефтью и газом в сочетании с вы­сокой энергоёмкостью её хозяйства и высокой долей природного газа в общем энергобалансе (до 40%). Сто­имость ежегодного импорта энергоресурсов в 1997— 2001 в среднем составляла 12—14% ВВП У., в 2002 — 17% ВВП. Динамичной статьёй украинской внешней

торговли является торговля услугами, преимуществен­но за счёт транзита газа и нефти в Европу из РФ и других стран СНГ. В 2002 экспорт услуг вырос на 14,4% — до 4,05 млрд долл. США.

Основным фактором роста внешнеторгового оборо­та У. в 2001—02 было наращивание экспорта в Европу. В 2002 доля стран СНГ в общем объёме внешней тор­говли товарами сократилась с 42,5 до 38,6% целиком за счёт снижения экспорта в эти страны, тогда как торгов­ля со странами Европы выросла на 19%. Тем не менее около 60% украинского экспорта услуг и 20% их импорта приходится на страны СНГ (на РФ — 57 и 16,5% соот­ветственно). При всех изменениях географической структуры внешней торговли У. в пользу переориента­ции с рынка экс-СССР на западные, особенно европей­ские, рынки 1-е место в её товарообороте занимает РФ с долей 28% (2002). Российско-украинский товарообо­рот колебался в 2000—03 в пределах 11—12 млрд долл., хотя потенциально мог бы быть в 2 раза большим. 2-е место занимает Германия (св. 2 млрд долл.), 3-е — США (1,5 млрд долл.). Из европейских партнёров по торгов­ле наиболее важны и весомы для У. также Италия, Тур­ция, Польша, Великобритания, Болгария, Венгрия. Из стран Азии — КНР (700—800 млн долл.). В 2002 около 28% экспортных поставок пришлось на Турцию, Ита­лию, Германию, КНР, Великобританию, США, Венг­рию, на РФ — 18%. В импорте 34% поступлений соста­вили поставки из Туркменистана, Германии, Польши, США, Италии, Казахстана и Франции; доля РФ в им­порте товаров 37%.