Страны мира

Украина: Государственное устройство и политическая система

Украина — суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Действует Кон­ституция 1996.

Административное деление: Автономная Респуб­лика Крым (АРК) и 24 области — Волынская, Ровнен-ская, Житомирская, Киевская, Черниговская, Сум­ская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Вин­ницкая, Черкасская, Полтавская, Харьковская, Лу­ганская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Черно­вицкая, Одесская, Кировоградская, Днепропетров­ская, Донецкая, Николаевская, Херсонская, Запорож­ская, два города республиканского значения — Киев и Севастополь, права которых приравнены к правам ад­министративных областей. Статус г. Киева определя­ется также специальным Законом о столице. АРК и административные области подразделены на районы (всего их 490). В стране насчитывается 447 городов, из них 167 — областного подчинения. Наиболее круп­ные города подразделены на административные райо­ны (121). В сельской местности основные админист­ративные единицы — это сёла и посёлки городского типа (их 904). Наиболее крупные города (млн чел.): Киев, Харьков (1,5), Днепропетровск (1,1), Донецк (1,0), Одесса (1,0), а также города с населением от 500 до 1 млн чел. — Запорожье, Кривой Рог, Луганск, Львов, Николаев, Мариуполь.

Основные принципы государственного устройст­ва определены в Конституции У. Закреплена респуб­ликанская форма правления. Государственная власть осуществляется на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную вет­ви, каждая из которых действует в пределах своей компетенции. У. — унитарное государство, террито­рия которого является целостной и неделимой. Ус­тановлено единое гражданство.

Глава государства — президент (Леонид Кучма, 1994—99, с 1999 — по настоящее время). Избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, путём тайного голосо­вания, сроком на 5 лет. Может находиться у власти не более двух сроков (10 лет). Президентом может быть избран гражданин У., проживший в ней не менее 10 лет до срока выборов, обладающий избирательным пра­вом и владеющий украинским языком. Первым пре­зидентом независимой У. был Л. Кравчук (1991—94), подписавший наряду с Б. Ельциным и С. Шушкеви-чем Беловежский договор (декабрь 1991), юридичес­ки прекративший существование СССР. Нынешний

президент Кучма начал на У. рыночные реформы, ввёл национальную валюту — гривну (1996), возгла­вил в 2003 Совет глав государств СНГ (ранее в нём председательствовали только президенты РФ).

Высший орган законодательной власти — Верхов­ная Рада (ВР) — однопалатный парламент. Народные депутаты в ВР избираются на основе всеобщего, равно­го, прямого избирательного права путём тайного голо­сования, сроком на 4 года. По Закону о выборах (1997) действует мажоритарно-пропорциональная система: из общего числа 450 депутатов половина избирается в одномандатных избирательных округах по принципу относительного большинства проголосовавших (225 депутатов), а половина — по общенациональным изби­рательным спискам от политических партий и избира­тельных блоков в многомандатном общегосударствен­ном избирательном округе на основе пропорциональ­ного представительства (225 чел.). Общенациональные списки формируются лишь зарегистрированными пар­тиями и блоками. Избранные в парламент депутаты могут согласно Регламенту ВР У. объединяться в депу­татские группы и фракции с числом не менее 25 чел.

Выборы в действующую Верховную Раду 4-го созы­ва состоялись 31 марта 2002. В число партий-лидеров, преодолевших 4%-й барьер, вошли: Блок В. Ющенко «Наша Украина», Компартия У., Блок «За единую У.», Соцпартия У., Блок Юлии Тимошенко и Социал-демо­кратическая партия У. (объединённая) — СДПУ(о). Председатель ВР (спикер) — В. Литвин (с 26 мая 2002).

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров (правительство). Он несёт ответствен­ность перед президентом, подконтролен и подотчё­тен Верховной Раде. Президент назначает премьер-министра после одобрения кандидатуры в Верхов­ной Раде, утверждает постановления правительства и принимает решения об отставке кабинета. По пред­ставлению премьер-министра президент назначает и увольняет членов правительства и руководителей других центральных органов исполнительной влас­ти. Парламент утверждает разработанный прави­тельством проект бюджета страны, принимает реше­ния о его выполнении, одобряет или отклоняет пра­вительственные программы деятельности, контро­лирует его текущую работу. Премьер-министр У. — Виктор Янукович, бывший глава Донецкой области (утверждён Верховной Радой 21 ноября 2002), за не­го проголосовали 234 народных депутата. В состав нынешнего кабинета министров входят: первый ви­це-премьер, министр финансов — Н. Азаров, вице-премьеры: А. Клюев, И. Кириленко, Д. Табачник.

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народ­ных депутатов и главы администраций области (гу­бернаторов), назначаемых президентом страны. В АРК есть собственная Конституция, свои парламент и правительство автономии (совет министров АРК), подчиненное правительству У., принимается само­стоятельный бюджет.

Зарегистрировано более 50 партий и движений. Основные политические партии и их лидеры: Комму­нистическая партия У. (первый секретарь ЦК — П.Н. Симоненко), Социалистическая партия У. (пред­седатель — А. Мороз), Социал-демократическая пар­тия У. (объединённая) (лидер — В. Медведчук), «Тру­довая У.» (лидер — С.Тигипко), Партия регионов (ли­дер — Н. Азаров, ныне первый вице-премьер); Народ­но-демократическая партия (В. Пустовойтенко), Аг­рарная партия (М. Гладий), Партия промышленников и предпринимателей (А. Кинах, председатель УСПП), Партия «зелёных» (лидер В. Кононов), Прогрессив­ная социалистическая партия У. (Н. Витренко), На­родный Рух У. (первым председателем был В. Чорно­вил), Либеральная партия У. (председатель В. Щер-бань), Украинская республиканская партия (предсе­датель Б. Ярошинский), Народно-демократическая партия У. (А. Матвиенко) и др.

С момента провозглашения независимости У. последовательно проводит внешнюю политику, на­правленную на укрепление суверенитета и террито­риальной целостности страны, на расширение при­знания У. в мире и рост её авторитета у международ­ного сообщества.

На современном этапе выделяются три основных направления внешней политики У.: 1) развитие дву­сторонних межгосударственных отношений; 2) евро­пейская интеграция; 3) многосторонняя дипломатия. В сфере двусторонних отношений приоритетами яв­ляются: отношения с соседними странами и отноше­ния со стратегическими партнёрами и наиболее влия­тельными государствами мира (сегодня У. заключено около 20 соглашений о стратегическом партнёрстве, в т.ч. с РФ, США, Польшей, Индией и др.). В сфере ев­ропейской интеграции внешнеполитическая деятель­ность направлена на политическое и институциональ­ное сближение с Евросоюзом (ЕС), постепенное про­движение к конечной цели — членству в ЕС, в т.ч. пу­тём адаптации украинского законодательства к нор­мам ЕС и Совета Европы. «Европейский вектор» внешней политики У. включает также углубление от­ношений с НАТО как с важнейшим элементом системы европейской безопасности и стабильности. В сфе­ре многосторонней дипломатии можно выделить та­кие приоритеты, как обеспечение эффективности уча­стия У. в деятельности международных организаций; налаживание эффективного регионального и субреги­онального сотрудничества, усиление роли У. в регио­нальных и субрегиональных организациях, форумах, объединениях; активизация деятельности в многосто­ронних соглашениях в сфере разоружения, в т.ч. ядер­ного; участие в миротворческих операциях, в систе­мах безопасности и контрольных механизмах.

Отношения У. с НАТО развиваются в двусторон­нем формате «19+1» в соответствии с подписанной Хартией об особом партнёрстве (2000), а также на многосторонней основе в рамках Совета евроатлантического партнёрства и программы «Партнёрство ради мира». Совет национальной безопасности и обороны У. (СНБОУ) утвердил «Стратегию У. в отношении НАТО» (23 мая 2002), которая определяет конечной целью государственной политики евроинтеграции вступление У. в Североатлантический альянс, при­знаваемый в качестве основы общеевропейской сис­темы безопасности. На государственном уровне при­нят ряд решений, направленных на начало практичес­кой подготовки У. к вступлению в НАТО.

Внутриполитическая ситуация начиная с 2001 характеризуется постоянным изменением баланса политических сил, что связано с подготовкой и про­ведением двух важнейших выборных кампаний: вы­боры в парламент состоялись в марте 2002, а в октяб­ре 2004 предстоят президентские выборы. Весь пери­од после избрания Л. Кучмы на второй президент­ский срок характеризуется острыми выступлениями оппозиционных сил, неоднократно пытавшихся скомпрометировать действующего президента и до­биться его досрочной отставки. В 2001 оппозицион­ные партии организовали многотысячные уличные митинги и демонстрации протеста под лозунгами «У. без Кучмы», а накануне выборов в Верховную Раду в 2002 — «Восстань, У.!» В ход пускался разнообраз­ный компромат: от подозрений в заказном убийстве оппозиционного журналиста («Дело Гонгадзе») до обвинений в коррупции и репрессиях против своих политических противников («Дело Юлии Тимошен­ко»), а также незаконных продаж оружия Ираку (противоракетные системы «Кольчуга»). Но оппози­ция не добилась своих целей: протесты населения не стали по-настоящему массовыми, а Кучма скорее все­го сохранит свой пост до новых выборов, хотя его рейтинг неуклонно падает.

В марте 2002 прошли выборы в Верховную Раду, изменившие расстановку политических сил в парла­менте. Большинство составили депутаты от оппози­ции, тогда как пропрезидентские фракции представле­ны менее чем 220 парламентариями. Наиболее мощная оппозиционная фракция в парламенте «Наша У.» (ли­дер В. Ющенко), её до недавнего времени поддержи­вали ещё три фракции: коммунисты — КПУ (лидер П. Симоненко), социалисты СПУ (А. Мороз) и блок Ю. Тимошенко (фракция БЮТ). Внепарламентская оппозиционная среда в стране достаточно маргинальна.

Главная интрига политической жизни У. в 2003 — инициированная президентом Кучмой политическая реформа. Глава государства заявил о необходимости провести в период, оставшийся до следующих прези­дентских выборов, широкомасштабные изменения го­сударственного устройства, перераспределить полно­мочия между президентом и парламентом в пользу по­следнего. Пакет предложений Кучмы включает: выбо­ры президента парламентом, введение в парламенте У. второй (верхней) палаты — Палаты регионов; переход от пропорционально-мажоритарной к пропорциональ­ной системе выборов в Верховную Раду; предоставле­ние парламентскому большинству права формировать коалиционное правительство и назначать премьера; проведение выборов всех уровней в течение одного го­да; избрание глав областей на прямых выборах. Оппо­зиция при всей её неоднородности встретила эти ини­циативы в штыки. В мае был опубликован меморандум «четвёрки» лидеров оппозиции (Ющенко, Тимошенко, Симоненко и Мороза), в котором они выразили свои претензии к проекту реформы и призвали к проведе­нию очередного этапа антипрезидентской акции «Вос­стань, У.!» Оппозиция считает, что, прикрываясь тези­сом о реформировании системы власти, о переходе от президентской к парламентской республике, Кучма на самом деле стремится расширить объём своих личных полномочий, используя двухпалатный парламент. В украинских условиях верхняя палата, которую сможет формировать президент, будет полностью доминиро­вать над нижней. Фактически распустить можно будет лишь нижнюю палату, а реальных возможностей рос­пуска верхней палаты не предполагается. Есть опасе­ния, что влияние президента возрастёт из-за полного подчинения ему силовых структур и глав областных администраций, а в результате может усилиться давле­ние президента и на судебную власть. Наибольшее раз­дражение оппозиции вызвал пункт предложений о проведении президентских и парламентских выборов в один год. В этом политические оппоненты Кучмы усмотрели его попытку продлить свои президентские полномочия до 2006, когда должны состояться следую­щие выборы в парламент, вместо того чтобы проводить президентские выборы осенью 2004, как и предусмот­рено действующей Конституцией.

Почти все представители политической элиты пы­таются использовать «реформаторский козырь» в большой игре вокруг президентской кампании 2004. Правые и правоцентристские силы, лидер которых Ющенко имеет самый высокий рейтинг и благоприят­ные шансы стать будущим президентом У., считают необходимым сохранение большого объёма полномо­чий у президента, хотя и признают важность усиле­ния роли парламента в политической и экономичес­кой жизни страны.

В декабре 2003 в Верховной Раде состоялось голо­сование по первому чтению законопроекта о рефор­мировании государственного устройства страны, по­лучившее одобрение партии пропрезидентского боль­шинства (сторонников Кучмы) и коммунистов. Пред­полагается, что сама реформа начнётся в 2004.

Неустойчивая внутриполитическая обстановка на У. во многом определяет частые колебания внешнепо­литического курса: усиление левых и ослабление лич­ных позиций Кучмы обычно вызывают ситуативный поворот в сторону РФ, тогда как перевес правых и пра­воцентристских сил, как правило, ведёт к росту проза­падных и проамериканских настроений, к призывам ускорить евроинтеграцию и вступление У. в НАТО.

Вооружённые силы У. начали формироваться на ба­зе военных подразделений ВС СССР, дислоцирован­ных на украинской территории и перешедших под юрисдикцию У. после провозглашения ею независимо­сти. В основу процесса создания собственной армии как гаранта независимости страны положены полити­ческие принципы безъядерного и безблокового статуса У. Приняты важные законодательные акты в военной сфере: Концепция обороны и строительства ВС и Во­енная доктрина, законы «Об обороне», «О Вооружён­ных силах», постановление «О Совете обороны У.».

В 1991—2001 произошло значительное сокраще­ние численного состава войск и боевой техники, по­этапно ликвидировались стратегические наступа­тельные вооружения (к 1 июня 1996 на территории У. не осталось ни одного боезаряда и боеприпаса). В процессе военного строительства У. подписала важ­ные межгосударственные соглашения с РФ: «О принципах формирования Военно-морских сил У. и ВМФ России на базе Черноморского флота бывше­го СССР» (Ялта, август 1992) и «О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории У.» (23 ок­тября 1996), включая условия российской аренды военно-морской базы в Севастополе.

По закону «О численности Вооружённых сил У. на 2000—05» (от 7 декабря 2000) в их рядах насчиты­вается 400 тыс. чел., в т.ч.: 310 тыс. военнослужащих и 90 тыс. вольнонаёмных гражданских лиц. В состав ВСУ входят: Сухопутные войска, Военно-воздуш­ные силы, войска ПВО, Военно-морские силы. Уро­вень военных расходов низкий — 1% ВВП.

В 2001 У. приступила к военной реформе. За­планированы три этапа: 1) в 2001—05 срок службы в украинской армии должен быть сокращен до 1 го­да, численность ВС уменьшена на 25 тыс. чел., до 30% военнослужащих переведено на контрактную основу; 2) в 2006—10 будут модернизированы тех­ника и вооружение, число контрактников составит 50%; 3) к 2015 намечено завершить реформирование армии, переведя её на профессиональную основу и усилив контроль за Вооружёнными силами со сто­роны гражданского общества.

У. имеет дипломатические отношения с Россией (установлены 14 декабря 1992) и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (май 1997).