Страны мира

Узбекистан: Экономика

Суверенный У. встал на путь социально-экономиче­ских преобразований, нацеленных на создание устойчи­вой социально-ориентированной рыночной экономики, открытой мировому хозяйству. Отличительная черта узбекской модели реформ — ориентация на достижение конечного результата, обеспечивающего рост благосо­стояния населения. Она исходит из необходимости глу­боких структурных преобразований в национальном хозяйственном комплексе как главного условия дости­жения макроэкономической стабилизации, экономиче­ского роста и благополучия населения, включения в ми­ровое хозяйство. Другой важный блок реформ — инсти­туциональные преобразования. Эти задачи решались путём сочетания экономических (стабилизационные программы, демонополизация, разгосударствление и приватизация, аграрные реформы) и политических мер, разрушения прежних и создания новых структур уп­равления и контроля за экономикой.

В сравнительно короткие сроки удалось разработать нормативно-правовую базу реформ, демонтировать многие институты прежней централизованно-плановой системы, заменив их рыночными, обеспечить финансо­вую и первичную макроэкономическую стабилизацию, осуществить институциональные преобразования и со­здать многоукладную экономику, заложить основы ры­ночной инфраструктуры, сформировать механизмы стимулирования мелкого и среднего предприниматель­ства, создать новые отрасли экономики, добиться энер­гетической независимости и приблизиться к зерновой независимости, не допустив обвального спада производ­ства и социальных катаклизмов. С 1995 приостановился спад в промышленности, а с 1996 возобновился рост производства в отраслях реального сектора и в экономи­ке в целом. Объём ВВП в 2001 превзошёл уровень 1991.

Важнейший результат рыночных реформ — переход от монопольной государственной собственности к мно­гоукладной экономике в ходе поэтапного процесса разго­сударствления и приватизации. На 1 января 2002 в него­сударственном секторе функционировало 88,3% общего

числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов. В 2001 в негосударственном секторе производилось бо­лее 74% ВВП, более 70% промышленной и 99% сельско­хозяйственной продукции, формировалось около 98% роз­ничного товарооборота. На его долю приходилось 76% общей численности занятых в экономике. С 2000 акцен­ты сместились с количественных показателей на вопро­сы реструктуризации отраслей, совершенствование ме­ханизмов постприватизационной поддержки предприя­тий и др. качественные аспекты процесса приватизации. Государство стремится ограничивать своё вмешательст­во в предпринимательскую деятельность.

По классификации Всемирного банка У. входит в группу стран с низкими доходами. В 2000 объём ВВП составлял 7666 млн долл. США — 0,2% мирового ВВП, а доход на душу населения — 308 долл. США (см. также таблицу).

За годы реформ созданы предпосылки для перехо­да к устойчивому экономическому росту, но сама ус­тойчивость пока не достигнута. Трудности связаны прежде всего с нехваткой капитала. Объём инвести­ций в 2002 был почти на 1/5 ниже уровня 1991. Инве­стиционная активность несколько оживилась после 2000. Норма валовых накоплений в 2001 увеличилась до 20,2% ВВП, но ещё значительно ниже уровня 1996. Усилилась зависимость инвестиционного процесса от внешних источников. Доля средств иностранных ин­весторов в суммарном объёме инвестиций с 14% в 1995 выросла до 29,3% в 2001. Недостаточно эффек­тивная структурная политика, устраняя прежние дис­пропорции в экономике, вела к возникновению но­вых, что проявлялось в значительном бюджетном де­фиците, глубоком разрыве между официальным и ры­ночным курсами сума, высокой инфляции.

Благодаря мерам антиинфляционного регулирова­ния удалось подавить глубочайшую инфляцию 1991— 92 и 1993—94. Однако индекс потребительских цен 2000—01 свидетельствует о сохраняющихся инфляци­онных тенденциях, порождаемых реструктуризацией производства, процессом сближения внутренних цен с мировыми, институциональными преобразованиями.

Наличие значительной массы трудоизбыточного населения выдвигает на первый план вопросы обеспе­чения занятости. За 1992—2002 численность безра­ботных, зарегистрированных в службах занятости, выросла с 8,8 до 45,6 тыс. чел., а уровень безработицы повысился с 0,1 до 0,5%.

К кон. 1990-х гг. на замедлении темпов экономичес­кого роста стали сказываться и недостаточная глубина проводимых преобразований, отставание в развитии ры­ночной инфраструктуры, низкая эффективность многих приватизированных предприятий, отсутствие прогресса в развитии малого и среднего бизнеса, бюрократизация структур, созданных для его поддержки, трудности с привлечением внешних инвесторов и т.д. В 2000 эконо­мическая политика подверглась серьёзной корректиров­ке в направлении дальнейшей либерализации и углуб­ления рыночных реформ, особенно в вопросах дальней­шего разгосударствления хозяйственной деятельности, приватизации, устранения барьеров на пути развития предпринимательства, налоговой, ценовой и валютной политики, сферы внешнеэкономической деятельности.

За годы реформ аграрно-индустриальная эконо­мика У. приобрела аграрно-сервисный характер. В 2001 на промышленность приходилось 16,2% валовой добавленной стоимости, на сельское хозяйство — 34,5%, на строительство — 6,7%, на услуги — 42,6%. В промышленности работало 12,7% общей численности занятых, в сельском хозяйстве — 33,5%, в строитель­стве — 7,7%, в секторе услуг — 46,1%.

В то же время разработка и реализация структур­ной политики, курс на приоритетное развитие отрас­лей, обеспечивающих внедрение в производство до­стижений НТП, равноправное участие в мировой тор­говле позволили избежать деиндустриализации и примитивизации структуры самой промышленности. С 1998 доля промышленности в валовой добавленной стоимости сохраняется на одном уровне.

Развитие нефте и газодобычи позволило уже в 1995 отказаться от импорта нефти, а затем и стать нефтеэкспортёром. Тем самым была решена задача обеспе­чения энергетической безопасности. В базовых отрас­лях построены и строятся предприятия, использующие современные технологии, — Бухарский НПЗ, Шуртанский нефтехимический комплекс, Ферганский завод фурановых соединений, первая очередь Кызылкумско­го фосфоритного комбината. Создана собственная ав­томобильная промышленность — заводы в Асаке и Са­марканде, получили развитие высокотехнологичные производства — электронная, радиотехническая про­мышленность, приборостроение. Доля отдельных от­раслей в структуре промышленного производства в 2001 составляла (в %; в скобках — данные за 1991): ТЭК — 21(6), лёгкая — 20(41), пищевая — 13(15), ме­таллургическая — 12 (10), машиностроение и металло­обработка — 11(11), химическая и нефтехимическая — 6(4), промышленность строительных материалов — 5(4), лесная и деревообрабатывающая — 1(2).

В результате аграрной реформы вырос и окреп част­ный сектор, доля которого в общем объёме продукции сельского хозяйства в 2001 превысила 73%. Земля в У. остаётся в госсобственности. Главная цель аграрной по­литики — отход от монокультуры хлопчатника при ста­билизации его производства как основной экспортной культуры и увеличение производства зерновых для до­стижения зерновой независимости. За 1990—2001 про­изводство зерна выросло более чем вдвое, но ещё дале­ко от уровня, обеспечивающего зерновую независи­мость, производство хлопка-сырца в 2001 превысило 3,26 млн т. Поголовье крупного рогатого скота превыси­ло уровень 1991, поголовье коз и овец с кон. 1990-х гг. начало медленно восстанавливаться (кроме каракуле­вых овец), но ещё ниже показателя 1991.

Важное направление структурной перестройки — развитие транспортной системы, в т.ч. участие в проек­те ТРАСЕКА, расширяющем выход на мировые рынки. Основной вид транспорта — автомобильный. В 2001 на него приходилось 86,3% объёма всех перевезённых гру­зов и 91,1% объёма пассажироперевозок. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием — 74,4 тыс. км, в т.ч. дорог общего пользования — 43,2 тыс. км; желез­нодорожных путей — 6,3 тыс. км, внутренних водных пу­тей — 1100 км, магистральных трубопроводов — 13,4 тыс. км. Действуют 267 аэропортов, из них 10 имеют взлётно-посадочные полосы с твёрдым покрытием.

Развитие систем связи пока отстаёт от потребнос­тей У. В 2001 на 100 жителей имелось 6,5 телефонных аппарата, было зарегистрировано 129,3 тыс. шт. сотовых телефонов, 77 абонентских установок сети «Те­лекс», 1392 установки передачи данных электронной почтой. Число пользователей Интернета в 2002 — 100 тыс. После завершения строительства узбекского участка Трансазиатско-европейской линии оптико­волоконной связи страна получит самостоятельный выход в международную систему связи.

Объём розничного товарооборота в 2001 составил 132% к уровню 1991, с сер. 1990-х годов его рост при­обрёл относительно устойчивый характер. Доля про­дуктов питания — 61% при доле непродовольствен­ных товаров 39%.

Сектор услуг по темпам роста опережает другие сектора экономики. Из общего объёма платных услуг в 2001 на бытовые услуги, на услуги транспорта и жи­лищно-коммунального хозяйства приходилось 73,2%, на образовательные — 5,7%, на медицинские, санатор­но-курортные — 2,7%, на культурные — 0,8%.

Важным источником валютных поступлений мо­жет стать иностранный туризм. По своим рекреаци­онным ресурсам У. занимает 10—11-е место в мире, в стране более 3 тыс. памятников истории и культуры. Принята государственная программа развития туриз­ма до 2005. За 1993—2000 поток туристов, в основном из РФ, стран СНГ, Франции, ФРГ, Японии, увели­чился втрое. Перспективы этого сектора связаны с развитием инфраструктуры туризма, расширением валютной базы турпредприятий, совершенствовани­ем механизмов управления туристическим бизнесом.

Экономическая политика государства направлена на формирование рыночных структур, пересмотр от­ношений собственности, создание новой финансовой и банковской системы, преобразование системы уп­равления, обеспечение динамичного развития на ос­нове преимущественно собственных ресурсов, эконо­мической и экологической безопасности, интеграцию в глобальную экономику.

Главное содержание социальной политики — защита интересов человека и семьи, повышение благосостояния населения, обеспечение занятости, реализация человече­ского потенциала, поддержание социального согласия.

Введение в июле 1994 национальной денежной единицы — сума — позволило проводить независи­мую монетарную политику. С конца 2001 взят курс на дальнейшее ужесточение денежно-кредитной полити­ки, усиление контроля за денежными агрегатами, ук­репление налично-денежного обращения.

С 2000 принимаются меры по либерализации валют­ной политики, направленные на расширение внебиржево­го валютного рынка, ускорение унификации официально-

го и рыночного обменных курсов сума. С октября 2003 введено конвертирование сума по текущим операциям.

В У. создана двухуровневая банковская система. Центральный банк У. (ЦБУ) осуществляет денежно-кредитное регулирование, эмиссию денег, регулиро­вание банковской деятельности, надзор за банками и др. В 2000 имелось 36 коммерческих банков, в т.ч. 4 — с участием иностранного капитала, 7 — частных, 4 — государственных, остальные — акционерно-коммерческие. С 1998 идёт реформирование банковской сис­темы, предусматривающее либерализацию и реструк­туризацию всех сфер её деятельности.

Государственный бюджет хронически сводится с дефицитом, имеющим, однако, тенденцию к сниже­нию (-9,6% ВВП в 1995, -1,4% ВВП в 2001). Доход­ная часть бюджета в основном формируется за счёт налоговых поступлений, в расходной части около 1/2 за­нимает содержание социально-культурной сферы. В ходе углубления реформ предполагается снижение доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, пере­несение акцента с ужесточения сбора налогов на рас­ширение налогооблагаемой базы и снижение налого­вых ставок, повышение роли государства в антимоно­польном и ценовом регулировании для смягчения кризиса неплатежей.

Переход к рыночным отношениям не сопровождался резким ухудшением социальных показателей. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравне­нию с уровнем предыдущего года составляли в 2000 126,4%, в 2001 — 118,2%. Средняя заработная плата ра­бочих и служащих составляла в 2000 более 55 долл. США с большой дифференциацией по регионам, сред­немесячная пенсия по старости в 2001 — 26 долл. США. В структуре доходов около 54% составляет оплата труда, более 33% — доходы от предпринимательской деятель­ности, 13% — социальные трансферты (2001). В структу­ре расходов более 94% — расходы на оплату товаров и услуг и обязательные платежи, 2,6% — сбережения во вкладах, ценных бумагах и покупка валюты (2001).

Концепция социальной политики исходит из не­обходимости повышения благосостояния населения, недопущения роста бедности и малообеспеченности. Ниже уровня бедности в У. находится 29% населения (1998). Децильный коэффициент дифференциации доходов населения сравнительно невысок, но в кон. 1990-х гг. он значительно вырос по сравнению с 1995.

Развитие многовекторных внешнеэкономических связей — неотъемлемая составная часть стратегии пе­рехода к рынку. У. установил торгово-экономические отношения более чем со 140 государствами мира.

С 1992 внешнеторговый оборот вырос более чем в 3 раза и в 2002 превысил 5659 млн долл. США (экспорт 2688,4 млн, импорт — 2970,6 млн). Основные торговые партнёры У. (72,4% экспорта, 63,1% импорта в 2002) — страны вне СНГ. Из государств СНГ важнейший парт­нёр — РФ (38,6% узбекского экспорта в страны СНГ и 59,5% импорта из этих стран в 2002). Экспорт сохраняет преимущественно сырьевой характер и слабо диверси­фицирован — около 60% составляют хлопок и золото. Уве­личение за годы реформ абсолютных объёмов вывоза товаров с высокой степенью обработки, в т.ч. новых ( ав­томобилей, электроники), пока не привело к кардиналь­ным изменениям структуры экспорта, делающей эконо­мику У. чрезвычайно зависимой от колебаний мировых цен. Доля машин и оборудования в экспорте в 2002 со­ставляла 3,9%. Постоянно растущая доля в импорте ма­шин и оборудования (41,5% в 2002) — результат прово­димой в У. политики технического перевооружения на­ционального хозяйства через госинвестиции. Во внеш­неэкономической стратегии У. намечается переход от импортозамещения к экспортной ориентации.

Необходимым условием экономического роста яв­ляется приток средств из-за рубежа, основная часть которых — займы и кредиты на двусторонней основе. Объём прямых иностранных инвестиций за 1994— 2000 составил 877 млн долл. США. На нач. 2001 действовало 1958 ПИИ, в т.ч. 53,5% — в сфере промы­шленности, 26,5% — торговли и общественного пита­ния. Внешний долг в 1999 превысил 4,5 млрд долл. США, или 25% ВНД.