Страны мира

Узбекистан: Государственное устройство и политическая система

Узбекистан — суверенная демократическая республика, форма правления — президентская. Действует Кон­ституция 1992 (с изменениями и дополнениями 1993, апреля 2003).

В состав У. входят Республика Каракалпакстан, 12 областей-вилоятов (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Новоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская), 162 района (тумана), 120 городов, в т.ч. Ташкент — город респуб­ликанского подчинения, 113 пгт, 1461 сельский сход.

Крупнейшие города: Ташкент, Самарканд, Наман­ган, Андижан, Бухара, Нукус.

Система государственной власти основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Высший представительный орган, осуществляю­щий законодательную власть, — однопалатный Олий Мажлис (парламент), состоящий из 250 депутатов. В ходе референдума 2002 принято решение о преобразо­вании Олий Мажлиса следующего созыва (2004) в двухпалатный. Депутаты Олий Мажлиса избираются по территориальным избирательным округам на мно­гопартийной основе сроком на 5 лет. Председатель Олий Мажлиса (на март 2003) — Э. Халолов.

Высший орган исполнительной власти — кабинет ми­нистров. Кабинет министров состоит из премьер-мини­стра, первого вице-премьера, министров, руководите­лей агентств и комитетов. Состав кабинета формирует­ся президентом и утверждается Олий Мажлисом. Пре­мьер-министр У. — Ш. Мирзияев (с конца 2003).

Президент У. является главой государства и испол­нительной власти в республике и до недавнего времени одновременно был председателем кабинета министров (в апреле 2003 это положение было исключено из Конституции У.). Президент избирается гражданами У. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд. Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, Конституции и законов У., суверенитета, безо­пасности и территориальной целостности государства.

Нынешний президент И.А. Каримов (род. в 1938) был избран президентом на Сессии Верховного Совета в марте 1990, он вновь стал президентом в резуль­тате общенародных выборов в 1991. Всенародный ре­ферендум 1995 продлил президентские полномочия Каримова до 2000. На выборах в 2000 он вновь одер­жал убедительную победу. По результатам всенарод­ного референдума в январе 2002 конституционный срок полномочий президента был изменён с пятилет­него на семилетний.

Президентом Каримовым разработаны 5 ключе­вых принципов политики переходного периода, поло­женные в основу узбекской модели экономических реформ: деидеологизация экономики, приоритет эко­номики над политикой; государство — главный ре­форматор; верховенство закона во всех областях жиз­ни; сильная социальная политика; постепенный, по­этапный переход к рыночной экономике.

Представительными органами власти в области, районах и городах являются Советы народных депута­тов, возглавляемые хокимами. Срок полномочий Сове­тов народных депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и хокимов — 5 лет.

Одновременно хокимы возглавляют исполнитель­ную власть на соответствующей территории. Хокимы областей и г. Ташкента назначаются и освобождаются от должности президентом и утверждаются соответствую­щими Советами народных депутатов, хокимы районов и городов — хокимом соответствующей области и утверж­даются соответствующим Советом народных депутатов. Органами самоуправления в поселках, кишлаках и ау­лах, в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов яв­ляются сходы граждан, избирающие на 2,5 года предсе­дателя (аксакала) и его советников.

В Узбекистане действует более 250 общественных организа­ций, партий и движений. Запрещается создание пар­тий, имеющих целью насильственное свержение кон­ституционного строя, выступающих против суверени­тета, целостности и безопасности страны, конститу­ционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и рели­гиозную вражду, посягающих на здоровье и нравст­венность народа, формируемых по национальному и религиозному признакам.

На кон. 2002 официально действовали 4 партии: На­родно-демократическая партия У. (НДПУ), являющая­ся наследницей компартии У., насчитывает более 520 тыс. членов; социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость»), более 30 тыс. членов; демократи­ческая партия «Миллий Тикланиш» («Национальное возрождение»), ок. 10 тыс. членов, в основном из представителей интеллигенции; национально-демократиче­ская партия «Фидокорлар» («Самоотверженные»), члены которой (более 45 тыс. чел.) — в основном пред­приниматели, интеллектуалы, молодёжь.

Действует также крупное общественно-политичес­кое движение «Халк Бирлиги», ставящее своей главной задачей сплочение представителей всех социальных слоев, наций и народностей в построении демократиче­ского правового государства, гражданского общества.

Эти партии и движение являются проправитель­ственными, поддерживают президента. Оппозицион­ные политические партии и организации не прошли регистрацию в Минюсте. Из нелегальных партий наи­более заметны демократическая партия «Эрк» («Во­ля»), до 1997 игравшая роль официальной оппозиции; религиозные экстремистские Исламское движение У. (ИДУ), партия «Хизбут-Тахрир аль-Исломи».

Из других общественных структур наиболее ак­тивно выступают профсоюзы, молодёжные организа­ции, различные фонды: Уполномоченный Олий Маж-лиса по правам человека, Благотворительный фонд «Махалла», Фонд президента «Умид» по поддержке обучения одарённой молодёжи за рубежом и т.д. Ве­дущие организации деловых кругов: Палата товаро­производителей и предпринимателей, Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Ташкентский бизнес-клуб, Ассоциация деловых женщин.

Внутренняя политика направлена на создание ос­нов гражданского общества и демократического пра­вового государства, защищающего важнейшие права и свободы граждан. Одна из приоритетных внутрипо­литических задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согла­сия. Взят курс на либерализацию всех сторон жизни общества, что проявляется в частичной передаче госу­дарственных функций неправительственным органи­зациям и органам местного самоуправления.

Узбекистан — полноправный субъект международных отно­шений. Его внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения си­лы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела других государств и др. общепризнанных прин­ципов и норм международного права.

Вооружённые силы Узбекистана состоят из Сухопутных войск, ВВС, ПВО, национальной гвардии, сил безо­пасности (силы внутренней безопасности и погранич­ные войска). Призывной возраст 18 лет. В 2003 завер­шена военная реформа, направленная на повышение эффективности управления войсками и создание соб­ственной системы подготовки кадров для ВС. Срок службы 1 год, для студентов — 9 мес. Предусмотрено прохождение альтернативной службы по религиоз­ным мотивам (срок 2 года), а также службы в качест­ве резервистов при условии уплаты призывником суммы, эквивалентной 25 минимальным зарплатам, на специальный банковский счёт Министерства обо­роны. Военные расходы примерно 2,5% ВНП (1997).

Дипломатические отношения с РФ установлены 20 марта 1992.