Страны мира

Узбекистан: Наука и культура

Национальная модель подготовки кадров, разра­ботанная в 1997, включает в качестве основных ком­понентов личность, государство и общество, непре­рывность образования, науку, производство как за­казчика и потребителя кадров, обеспечение механиз­ма взаимодействия каждого из компонентов и целост­ности модели. На её основе разработана Националь­ная программа подготовки кадров. Действует система обязательного бесплатного 12-летнего образования, реализуемого через общеобразовательные школы, академические лицеи и профессиональные колледжи. В 2001 насчитывалось 9,7 тыс. дневных общеобразо­вательных школ (в т.ч. 299 лицеев и 128 гимназий, в которых обучение полностью или частично платное) с числом учащихся 6058 тыс. чел. (из них ок. 2% — в гимназиях). В то же время масштабы высшего образо­вания сокращаются: при увеличении за 1991—2001 числа вузов с 52 до 61 численность студентов высших учебных заведений сократилась с 337,4 тыс. до 207,2 тыс. чел. Растёт платность обучения в вузах.

В рамках национальной модели подготовки кадров наука выступает как заказчик высококвалифицирован­ных кадров, готовит специалистов для образования, на­уки и производства, формирует новые фундаменталь­ные и прикладные направления, создаёт инфраструк­туру научно-исследовательского обеспечения подго­товки кадров, осуществляет международный обмен для решения актуальных научно-технологических про­блем и т.д. Фундаментальные исследования сосредото­чены в системе Академии наук У., включающей более 30 научных учреждений. За 1991—99 численность специалистов, ведущих НИР, сократилась с 41,3 до 15,3 тыс. чел. Число докторов наук за 1995—99 сокра­тилось с 910 до 854, кандидатов наук — с 3480 до 2688 чел. В общей сумме затрат на НИР в 2001 на фунда­ментальные исследования приходилось 16%, на при­кладные исследования и научно-технические разра­ботки — по 34%, на научно-технические услуги — 16%.

Научные и культурные традиции У. уходят в далёкое прошлое. Уже в 9—11 вв. Бухара, Ургенч, Самарканд, Ходжент были одними из важнейших научных центров Востока. Самаркандская астрономическая школа Улугбека (15 в.) оказала заметное влияние на развитие ас­трономии и математики. В 9—10 вв. виднейшими пред­ставителями философской мысли были аль-Фергани, аль-Хорезми, аль-Бируни, в кон. 14 — нач. 15 вв. — Му­хаммед Накшбенди, положивший начало новому тече­нию в суфизме. Литература во всём многообразии жа­нров особенно быстро развивалась с 14 в. В Самарканде учились знаменитые поэты и учёные Джами (1414—92) и Алишер Навои (1441—1501), благодаря произведени­ям которого узбекская литература получила мировую известность. Из писателей кон. 19 — нач. 20 вв. наиболее известны Хамза Хакимзаде Ниязи (1889—1929), про­славившийся и как театральный деятель, композитор, музыкант, и С. Айни (1878—1954), из более поздних — Айбек (1905—68), Гафур Гулям (1903—66), Абдулла Кахар (1907—68) и др. Строительство и архитектура осо­бого размаха достигли в 14—15 вв. — дворцы, ансамбли площадей, улиц, некрополей в Самарканде, мечеть Би-би-Ханым в Самарканде, Калян в Бухаре, медресе Улугбека в Самарканде и Бухаре и др. Большое развитие по­лучило декоративно-прикладное искусство, традиции которого узбекские мастера продолжают в наши дни.