Страны мира

Великобритания: Экономика

Великобритания — одна из крупных экономически развитых стран мира. В 2000 ВВП составлял 859, 1 млрд ф.ст. (в ценах и по ППС 1995), 5-е место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Доля В. в мировом ВВП 3,0% (2002). В том же году её ВВП на душу насе­ления достигал 14 000 ф.ст. Удельный вес страны в международной торговле в последние годы составляет 4,5 — 5%. По этому показателю она занимает 4—5-е ме­сто. В. находится на 2-м месте после США по величине накопленных зарубежных прямых инвестиций, на 3-м месте — после США и Японии — по количеству компаний в списке 500 крупнейших ТНК мира и ры­ночной капитализации акций. По объёму совершае­мых финансовых операций Лондон уступает лишь Нью-Йорку. Столица В. занимает 1-е место в мире по числу действующих здесь иностранных банков. В Лондоне расположена третья в мире по объёму опера­ций (после Токио и Нью-Йорка) фондовая биржа. В отличие от рынков акций других европейских стран, которые в основном национально ориентированы, на Лондонской бирже котируются ценные бумаги св. 500 ТНК — более половины мировой торговли иностран­ными акциями. Лондон — крупнейший валютный ры­нок, в Сити осуществляется около 1/3 валютных опера­ций в мире. Ближайшие конкуренты Лондона — Нью-Йорк, Токио и Сингапур — в совокупности имеют та­кую же долю.

Через Лондон проходит самый большой объём страховых операций и международных операций пе­рестрахования. В столице В. концентрируется льви­ная доля мирового биржевого рынка металлов, нефти и других стратегических товаров. Длительное время британская валюта — фунт стерлингов — доминиро­вала в мировой валютной системе; используя веду­щую роль фунта в международных расчётах, В. по­крывала дефицит платёжного баланса национальной валютой. Затем в течение ряда десятилетий фунт де­лил с долларом положение одной из двух ключевых валют мира. Утратив позиции страны, оперировав­шей ключевой резервной валютой, В. ещё долго пре­тендовала на особое место в международных валютно-кредитных отношениях. Отчасти это нашло отра­жение в нежелании Лондона в кон. 1990-х гг. войти в еврозону и отказаться от фунта в пользу евро.

До кон. 1980-х гг. экономика В. развивалась мед­леннее, чем у её основных конкурентов. В 1990-е гг. положение улучшилось. В 2002 в хозяйстве страны продолжался подъём, начавшийся в 1993. В 1990-е — нач. 2000-х гг. росла занятость; к 2002 безработица упала до 5,2% экономически активного населения (са­мый низкий показатель с 1980). Несмотря на подъём в экономике и сокращение безработицы, уровень ин­фляции оставался низким. В 2002 индекс потреби­тельских цен повысился всего на 2,1% — инфляция находилась на самом низком уровне после 1976. На рубеже столетий в связи с общим ухудшением миро­хозяйственной ситуации интенсивность подъёма сни­зилась: в 2002 прирост ВВП составил всего 1,6%.

Заметные изменения происходят в отраслевой структуре британской экономики. Возрастает значе­ние сферы услуг. В 2001 её доля в ВВП составляла 71,4%, в занятости 75,5%. Снижается удельный вес об­рабатывающей промышленности: в 2001 на неё прихо­дилось 17,5% ВВП и 14,5% общего числа занятых. В добывающей промышленности существенно уменьши­лось значение угольной индустрии и возросло — неф­тегазовой. Темпами ниже средних по экономике в це­лом развивалось строительство: в 2001 его вклад в ВВП составил 5,4%. В 1990-е гг. заметно возросла роль транспорта и связи: в 2001 их доля достигала 8% ВВП. Резко упал удельный вес в ВВП сельского хозяйства и рыболовства — с 2,9% в 1973 до 0,9% в 2001.

В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют бумажная и поли­графическая промышленность (13,9%), пищевая и та­бачная (13,8%), машиностроение (35,5%), в котором выделяются электротехническая промышленность и оптическое приборостроение (12,9%) и производство транспортных средств, а также химическая промыш­ленность (10,7%) и металлообрабатывающая (10,4%). В промышленности происходят крупные сдвиги. Воз­растает роль новых наукоёмких производств химической (прежде всего малотоннажной химии), электро­технической и электронной, особенно конторского оборудования и компьютеров, а также средств связи, аэрокосмической промышленности (производство гражданских и военных самолётов, вертолётов и обо­рудования для исследования космоса), оборудования для морской добычи нефти. Мировую известность имеет британская фармацевтика. По уровню развития биотехнологии В. уступает лишь США. Одновремен­но резко снизилось значение традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, которые опреде­ляли промышленный облик страны в нач. 20 в.: текс­тильной, прежде всего хлопчатобумажной, сталели­тейной промышленности (в 2001 в стране выплавля­лось лишь 12,5 млн т стали), гражданского судострое­ния. Показательна судьба угольной промышленности. В 1913 в этой отрасли были заняты ок. 1,1 млн чел., а добыча угля достигала 287 млн т. В 2001 соответст­вующие показатели составляли всего 11 тыс.чел. и 32 млн т. В 1970-е гг. крупные месторождения нефти и газа были обнаружены в Северном море. В 2001 произ­водство нефти и сжиженного газа составляло 2,4 млн баррелей в день (около 320 тыс. т). По этому показателю В. занимала 10-е место в мире. Превращение В. в круп­ного производителя нефти и газа кардинально изме­нило структуру энергетики — на них приходится 72% потребления энергии. Быстро возрастает использова­ние природного газа — 37% производства электроэнер­гии. На атомных станциях производится 22% электроэнергии. Вместе с тем 33% электроэнергии всё ещё вы­рабатывается на станциях, работающих на угле.

Сельское хозяйство В. высокомеханизированно и эффективно, оно покрывает 63% потребностей страны в продовольствии. Около 40% из 386 тыс. ферм заняты преимущественно животноводством — разведением крупного рогатого скота, овец, свиней, кур. Большой урон понесло животноводство в 2001 вследствие забо­леваний скота — вначале губчатой энцефалопатией («коровьим бешенством»), а затем ящуром. Среди зер­новых культур особенно распространены пшеница, яч­мень, овёс. Помимо этого, выращиваются рапс, льня­ное семя, картофель. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС.

Территория В. покрыта густой сетью автомобиль­ных и железных дорог и через множество портов хоро­шо обслуживается морским транспортом. Главенству­ющую роль во внутренних перевозках занимает авто­мобильный транспорт — 85% пассажироперевозок и 81% грузоперевозок. В 2001 в личном пользовании было 23,9 млн автомобилей. Протяжённость асфальти­рованных автомобильных дорог 406,4 тыс.км. Сокра­щается железнодорожная сеть, её протяжённость 16,9 тыс. км, из них электрифицированы 4,9 тыс. км. Прави­тельство осуществляет различные организационные меры для модернизации этого вида транспорта. Падает значение речного транспорта. Протяжённость водных путей — 3,2 тыс.км. Быстро развивается авиационный транспорт. С 1980-х гг. авиаперевозки пассажиров и грузов возросли более чем втрое. «Бритиш Эруэйз» — ведущая международная авиакомпания. В стране на­считывается ок. 450 гражданских аэропортов — круп­нейший из них «Хитроу». С сер. 1970-х гг. резко умень­шился тоннаж морского флота. На кон. 2001 британ­ский торговый морской флот насчитывал 594 судна, из них 140 танкеров и 454 сухогруза, 37 пассажирских су­дов. На морской транспорт приходится около 95% внеш­неторговых перевозок страны. В В. около 70 портов, име­ющих коммерческое значение. Крупнейшие из них: Гримсби и Иммингем, Тис и Хартлпул, Лондон, Форт, Саутгемптон, Милфорд Хейвен, Сало Вой, Ливерпуль, Дувр, Феликсстоу. Быстро расширяется сеть трубо­проводного транспорта; она подключена к газопрово­дам, идущим от месторождений Северного моря; об­щая протяжённость трубопроводов — 3,9 тыс. км.

Связь — одна из наиболее быстрорастущих отрас­лей экономики. Страна практически полностью те­лефонизирована; 97% семей имеют квартирные те­лефоны, еще 4% предпочитают им мобильные теле­фоны. Всего на кон. 2001 в стране насчитывалось 44,9 млн мобильных телефонов. К Интернету под­ключено 34,3 млн пользователей. 38% фирм имеют собственный WEB-сайт, 48% осуществляют элек­тронную торговлю. Идёт интенсивный процесс ком­пьютеризации повседневной жизни населения, образо­вания, бизнеса. К Интернету подключены 11,7 млн до­мов, 90% средних и около 1/4 начальных школ, полови­на всех компаний.

Торговля в последние годы развивается быстрее, чем экономика в целом. В 2001 доля оптовой и роз­ничной торговли в ВВП составляла 12,2%. В стране имеется 107 предприятий оптовой торговли, в кото­рых заняты 1,18 млн чел. Число предприятий роз­ничной торговли превышает 192 тыс. В них работа­ет 2,87 млн чел. (11% всех занятых в стране). Наиболее высоким темпом растёт оборот крупных тор­говых фирм, обладающих широкой сетью магази­нов и супермаркетов. Увеличивается значение тор­говли, при которой заказы делаются по почте и че­рез Интернет.

Наиболее высокими темпами развиваются финансо­вые, информационные, деловые услуги. На финансовый сектор приходится 5% ВВП, в нём занято более 1 млн чел. Банковская система В. — одна из наиболее развитых в мире. Финансовые учреждения страны предоставляют широчайший спектр услуг — консультационных, юри­дических, бухгалтерских, управленческих. Дерегулиро­вание усилило тенденцию к диверсификации финансо­вых услуг, оказываемых банками, универсализации их деятельности. Так, коммерческие банки оказывают ус­луги, которые раньше предоставляли торговые банки, вторгаются в сферу страхования, присоединяют компа­нии, специализирующиеся на выдаче потребительского кредита. Активно конкурируют со строительными об­ществами на рынке ипотечного кредита, имеют в своём составе дочерние подразделения, занимающиеся лизин­говыми и факторинговыми операциями. В целях при­влечения средств вкладчиков банки разнообразят пре­доставляемые ими услуги, фактически превращаются в финансовые супермаркеты. В последнее время возраста­ет значение деятельности таких небанковских финансо­вых учреждений, как строительные общества, страховые и финансовые компании, инвестиционные фонды. Быс­тро расширяется деятельность компьютерных фирм, оказывающих самые различные услуги. Среди них на первом месте — консультирование в области информа­ционных технологий. Среди деловых услуг — исследо­вание рынка, управленческие услуги, реклама.

В. располагает развитой индустрией туризма. В ней занято 2,1 млн чел. В этой сфере работает 8% ма­лых компаний. В 2001 В. посетили 22,8 млн иностран­цев. Её доля в мировом туризме составляет 3,4%. По этому показателю она находится на 7-м месте в мире. Наибольшее число посетителей из США, Франции, Германии, Ирландской Республики, Нидерландов.

На протяжении последних десятилетий в В. были опробованы различные варианты регулирования со­циально-экономической политики. С кон. 1940-х гг. она состояла в управлении совокупным спросом и обеспечении полной занятости, прежде всего посред­ством расширения роли государства в социально-эко­номической области. С кон. 1970-х гг., после прихода к власти правительства консерваторов, рынок стал рассматриваться как наиболее эффективный механизм организации экономической деятельности. В. стала пионером крупномасштабной приватизации на Западе. Значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности и институты. Существенные изменения претерпела модель социально-экономиче­ского механизма и политического устройства общества. Государство приступило к реформированию отно­шений собственности, её «распылению» (реализации теории «демократии собственников»), к преобразова­нию системы социальных услуг — внедрению рыноч­ных начал и конкуренции в «государство благосостояния», созданию «смешанной» государственно-част­ной системы здравоохранения, страхования, пенсион­ного обеспечения, распространению принципа свобо­ды выбора в школьном образовании.

Социально-экономическая политика лейбористов, пришедших к власти в 1997, с одной стороны, является сугубо прагматичной и по ряду направлений продолжа­ет курс предшественников, с другой — отражает прин­ципы нового лейборизма: сочетание социальных ценно­стей старого лейборизма с развитием рыночной эконо­мики. В целом после резкого размежевания двух глав­ных партий по почти полярным линиям — тэтчеризм и государственный социализм — все явственнее происхо­дило сближение партий, но уже не столько на возобла­давшей после 2-й мировой войны социал-реформист­ской основе, сколько на социально-либеральной. Для лейбористов — это более мягкий, регулируемый либерализм в сочетании с нетрадиционным рыночно ориен­тированным социальным реформаторством.

По мнению лидеров лейбористов, «старый» лейбо­ризм провозглашал своей целью обеспечить равенст­во доходов, «новый» — равенство возможностей: всё больше британцев должны влиться в средний класс. Смысл социальной реформы состоит в том, чтобы превратить «государство благосостояния» в «государ­ство социальных инвестиций»: меньше государствен­ных средств должно идти на социальное вспомощест­вование и больше на общее и профессиональное обра­зование, повышение квалификации и переобучение, особенно молодёжи. В своём прежнем значении госу­дарство благосостояния сохраняется лишь для тех, кто не способен обеспечить себя сам. Существенное место в деятельности лейбористов занимает создание стимулов к труду. Непременным условием эффектив­ности данной системы являются развитие медицин­ского обслуживания и другие меры, призванные обес­печить физическое и моральное здоровье нации. Лей­бористы впервые определили размеры минимальной заработной платы, ввели налоговый кредит для наи­более низкооплачиваемой части населения, отменили некоторые антипрофсоюзные законы консерваторов.

С кон. 1970-х гг. механизм управления хозяйством претерпел существенные изменения. Прежде всего произошла его значительная децентрализация. В кон. 1990-х гг. лейбористы передали ряд функций по управлению экономикой региональным органам власти. Активно внедряются рыночные начала в деятельность государственного сектора, осуществляется приватиза­ция общественных работ и услуг, расширяется участие частного сектора в решении социальных проблем.

К 2000 приватизации подверглись около 100 государ­ственных компаний. В результате её государственный сектор сократился на 2/3. За 1979—2000 выручка от реализации активов государственных предприятий составила около 80 млрд ф. ст. Приватизировав большин­ство предприятий коммунальных услуг, правительст­во продолжает контролировать их деятельность. Курс на денационализацию стал способом финансирования бюджетного дефицита, позволившим меньше прибе­гать к займам. Помимо этого, приватизация имела це­лью создать на месте государственных монополий конкурирующие между собой частные фирмы.

Широкое распространение получила распродажа государственного имущества — демуниципализация. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоёв» к широко разреклами­рованной «демократии собственников», правительство осуществляло распродажу в частное пользование муни­ципального жилого фонда, причем по санкционирован­ным из центра льготным ценам. Важным направлением внедрения рыночных начал в деятельность государст­венного сектора стало контрактирование. Правительст­ву и местным органам власти было предписано разме­щать с торгов подряды на уборку территории и помеще­ний, строительные и ремонтные работы, перестройку домов, услуги специалистов. С 1992 осуществляется программа, получившая название «частная финансовая инициатива». Правительство приглашает частные фир­мы участвовать на конкурентной основе в проектах, ко­торые прежде осуществляло само государство. В 1997— 2000 стоимость проектов превышала 22 млрд ф.ст. Предприятия, оставшиеся в собственности государства (крупнейшие из них — Почтовое ведомство, Управле­ние гражданской авиации), действуют как коммерчес­кие. Акцент перенесён с отраслевой политики на техно­логическую, со старых на новые отрасли; ужесточены критерии предоставления финансовой помощи. Нако­нец, наметился отказ от прямого субсидирования биз­неса в пользу расширения его информированности о новинках в области техники и технологии.

Важным направлением экономической политики стало дерегулирование хозяйства. В 1980—90-е гг. были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса; упрощены процедуры регулиро­вания. Упразднён контроль над заработной платой, ценами и дивидендами; существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Эта политика охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 был ликви­дирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между В. и другими странами. В 1980 упра­зднён «корсет» — схема дополнительных специальных депозитов в Банке Англии, предусматривавшая поме­щение избыточной банковской ликвидности на беспро­центные счета для ограничения кредитной экспансии. В октябре 1986 была проведена реорганизация Лондон­ской фондовой биржи, названная в экономической ли­тературе «большим взрывом»: упразднены минималь­ные фиксированные комиссии, допущены на биржу банки и иностранные учреждения, членам биржи разре­шено совмещать функции брокера и джоббера (прин­ципала). В результате экономика В. стала одной из наи­более дерегулируемых в мире. По такому показателю, как «индекс экономической свободы», из 102 стран она находится на 6-м месте, уступая лишь Сингапуру, Но­вой Зеландии, США, Швейцарии и Малайзии. Однако дерегулирование отнюдь не означает, что правительст­во отказалось от контроля над рынками. В стране дейст­вуют весьма жёсткие законы, регулирующие многие ас­пекты частного предпринимательства, прежде всего по­ведение хозяйствующих субъектов на рынке. Они на­правлены на предотвращение чрезмерной концентра­ции экономической власти у отдельных компаний, со­хранение и стимулирование конкуренции.

Исходя из того что экономический рост сдержива­ется высоким уровнем инфляции, консерваторы раз­работали среднесрочную финансовую стратегию на 3—4 года, её осуществляют и лейбористы. Цель — ог­раничение темпов роста цен. Стратегия слагается из двух компонентов — монетарного и бюджетного. В 1980-е гг. основным её инструментом было денежно-кредитное регулирование; финансовой политике от­водилась пассивная роль обеспечения его эффективности. Однако с кон. 1980-х гг. и особенно в ходе ны­нешнего цикла правительство активно прибегает к бюджетным мерам регулирования.

В кредитно-денежной политике акцент первона­чально был сделан на таргетировании (т.е. установле­нии целевых ориентиров) показателей денежной мас­сы. Однако к нач. 1990-х гг. правительство убедилось в том, что контроль над её ростом осуществлять чрезвы­чайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продол­жалась до сентября 1992, когда В. вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы.

С тех пор ключевым элементом антиинфляцион­ной политики стало изменение краткосрочных про­центных ставок. В 1993 Банк Англии получил воз­можность самостоятельно устанавливать время вве­дения новых ставок, а в мае 1997 лейбористы предо­ставили ему ещё большую независимость — Банк имеет право сам принимать решения об изменении процентных ставок. Поскольку В. не является членом зоны евро, Банк Англии не входит в Европейскую си­стему центральных банков, продолжает оставаться эмиссионным центром, осуществляет самостоятельно кредитно-денежную политику.

В соответствии с Банковским законом 1987 ни одно кредитное учреждение не имеет права принимать депо­зиты без соответствующей лицензии Банка Англии. Банк Англии не несёт ответственности за последствия банкротств банков и не гарантирует вкладчикам пол­ное возмещение убытков. В то же время учреждён Фонд защиты депозитов, образованный из взносов банков пропорционально величине их суммарных де­позитов. За счёт средств Фонда в случае банкротств банков компенсируется часть этих убытков. В послед­ние годы правительство серьёзно реформировало и упростило систему надзора за деятельностью финансо­вых учреждений и регулированием рынка ценных бу­маг. В 1997 было создано Управление по финансовым услугам. Ему были переданы полномочия центрально­го банка в области надзора за деятельностью коммерче­ских банков. Отныне Банк Англии отвечает за обеспе­чение общей стабильности финансовой системы.

Важнейшая задача бюджетной политики — сокра­щение абсолютных и относительных размеров госу­дарственных расходов с параллельным уменьшением дефицита госсектора экономики, или потребности го­сударства в займах. Особое внимание обращено на бо­лее эффективное использование государственных средств как центральным правительством — 3/4 всех расходов, так и местными органами власти — 1/4 рас­ходов. В качестве приоритетных названы расходы на здравоохранение, образование, транспорт. Министер­ствам и ведомствам предлагается жёстко придержи­ваться предельного уровня (потолка) расходов, уста­навливаемого правительством на трёхлетний срок.

В арсенале средств государственного регулирова­ния экономики особое место занимает налоговая по­литика. В целях стимулирования экономического рос­та снижаются ставки прямых налогов и одновременно расширяется налоговая база за счёт сокращения льгот. Важнейшей частью мер по поощрению инициативы и предпринимательства стало существенное снижение базовой ставки подоходного налога — с 33% в 1979 до 25 в 1995, 24 в 1996 и 22% в 2002. С апреля 1999 при­меняется особая ставка в 10%, по которой облагаются первые 1,9 тыс. ф. ст. дохода.

Одним из основных направлений деятельности го­сударства остаётся налоговое стимулирование сбере­жений населения как важного источника финансиро­вания капиталовложений. Разработаны и введены различные льготные сберегательные схемы, при кото­рых вложения, прежде всего мелких инвесторов, пол­ностью или частично освобождаются от обложения налогами.

В то же время снижение ставок прямого подоход­ного налога сопровождалось усилением косвенного налогообложения. Стандартная ставка налога на до­бавленную стоимость повышалась и в 2002 состави­ла 17,5%. Существенно увеличилась доля поступле­ний от косвенных налогов — с 43% в 1978/79 финан­совом году до 54% в 1997/98 финансовом году. Рост косвенных налогов был призван в какой-то мере компенсировать сокращение поступлений от пря­мых налогов, способствовать перераспределению ре­сурсов в пользу инвестиций.

Большое место в политике государства занимает налоговое стимулирование частных капиталовложе­ний. За время своего правления консерваторы сни­зили ставку налога на корпорации с 50 до 33%. В июле 1997 лейбористы уменьшили её до 30%. Осо­бое внимание уделяется налоговому поощрению ма­лого бизнеса — ставка налога для небольших компаний (с годовой прибылью до 300 тыс. ф. ст.) была снижена консерваторами с 50 до 23%. В 1997 лейбо­ристы уменьшили её до 21%, в апреле 2002 ставка сокращена до 19%. Мелкие компании (с годовой прибылью до 10 тыс. ф.ст.) освобождены от уплаты подоходного налога.

Для увеличения доходной базы бюджета лейбори­сты ввели налог на непредвиденную прибыль комму­нальных предприятий. Снижение ставки налога на прибыль корпораций предполагается профинансиро­вать путём отмены компенсируемых налоговых кре­дитов. Такая мера должна способствовать увеличе­нию нормы прибыли и повышению привлекательнос­ти В. для долгосрочных инвестиций.

В результате финансовой политики государства до­ля его расходов в ВВП снизилась с 49,0 до 37,4% в 1975/76 финансовом году и вновь возросла до 39,0% в 2000/01. С 1998/99 бюджет сводится с профицитом, хотя его размеры в 2001/02 существенно уменьши­лись, прежде всего из-за снижения поступлений от

налога на прибыль корпораций. Чистый государст­венный долг по отношению к ВВП составлял в 1996/97 43,7%, в 2000/01 — 30,4% — самый низкий уровень среди стран «большой семёрки».

Британская модель социально-экономического развития заметно отличается от европейской конти­нентальной. Её структура во многом напоминает аме­риканскую (схожесть институциональной среды, ин­вестиционного поведения компаний, форм корпора­тивного управления, характер рынка труда и т.д.). В экономической литературе англо-американская мо­дель получила название «модель акционерного капи­тализма» (shareholder capitalism) в отличие от конти­нентальной модели «капитализма соучастия» (stake­holder capitalism).

Основная цель управленческой деятельности в британской модели — максимизация доходов акцио­неров. В решении важнейших вопросов управленчес­кой деятельности фирм представители труда (проф­союзы) и государства играют значительно меньшую роль, чем на континенте. Отсюда ориентация на крат­косрочные цели развития фирм (шорттермизм). Для этой модели характерно гораздо большее, чем в дру­гих европейских странах, распыление акционерной собственности. Здесь существенно ниже её концент­рация в руках крупнейших владельцев. Корпоратив­ный контроль осуществляется в значительной мере через рынок ценных бумаг. В В. больше развит фондо­вый рынок, значительно выше капитализация ценных бумаг. Финансовые институты и нефинансовые ком­пании играют здесь гораздо меньшую роль во владе­нии акциями, чем на континенте Европы.

Вместе с тем хозяйственный механизм и социаль­но-экономическая политика В. всё более трансформи­руются и изменяются в направлении требований, предъявляемых членством в ЕС. Растущее значение в регулировании хозяйства имеют законы и директивы ЕС в таких областях, как аграрная и региональная по­литика, энергетика, финансы и страхование, конку­ренция и защита потребителей. В июне 1997 В. подпи­сала Социальную хартию ЕС. И хотя она не вошла в первую группу стран еврозоны, в последние годы Лондон активно осуществлял меры, необходимые для введения единой валюты. Речь идёт об уменьшении дефицита бюджета и государственного долга, сниже­нии процентных ставок, уровня инфляции.

В последние десятилетия повышение уровня жиз­ни населения происходило за счёт роста номиналь­ных и реальных доходов населения. Средняя недель­ная заработная плата в апреле 2001 равнялась 356 ф. ст., а у полностью занятых мужчин — 444 ф. ст. Сред­няя часовая заработная плата у мужчин была 11,97 ф. ст., у женщин — 9,76 ф. ст. В апреле 1999 законом ус­тановлена минимальная заработная плата. С октября 2002 она составляет 4,20 ф. ст. для занятых в возрасте 22 года и выше и 3,60 ф. ст. — для рабочих и служащих в возрасте 18—22 года. Весной 2002 средняя продолжительность рабочей недели у полностью занятых по основному месту работы равнялась 38 ч (40 ч — у муж­чин и 34 ч — у женщин). В. приняла директиву ЕС, регламентирующую продолжительность рабочего времени. Она вошла в силу в 1998: максимальная ра­бочая неделя 48 ч, минимальный оплаченный отпуск 4 недели и др. Пенсии по старости выплачиваются женщинам с 60 лет, мужчинам с 65 лет. В апреле 2002 основная пенсия одинокого пенсионера составляла 75,50 ф. ст. в неделю, семейной пары — 120,70 ф. ст. В 1990-е гг. — нач. 2000-х гг. рост номинальных доходов населения значительно превышал уровень инфляции. В результате увеличивались реальные доходы: в 1991—2001 их среднегодовой прирост составил 3,1%.

С ростом расходов населения (на них приходится примерно 2/3 ВВП) меняется их структура. Наиболее быстрыми темпами увеличиваются потребительские расходы на товары длительного пользования, связь, отдых, одежду и обувь. Самые крупные статьи расхо­дов населения — оплата жилья (17,7% в 2001), транс­порта (14,1%), отдыха. Св. 2/3 британских семей вла­деют собственным домом. В стране насчитывается 34,3 млн пользователей Интернета. 86% семей имеют текущие счета в банках, 25% — акции, 15 млн семей — сберегательные счета строительных обществ. В последние годы сбережения находятся на низком уров­не: 2001 — 6,2% располагаемых доходов.

При общем повышении жизненного уровня насе­ления в стране наблюдается значительная поляриза­ция доходов и богатства. Реальные доходы 20% наи­более богатых семей в 4 раза превышают доходы 20% наиболее бедных семей. В 2000 1/10 населения владе­ла 54% национального богатства. Существенно более низкий жизненный уровень по сравнению с корен­ным населением — у национальных меньшинств. Сре­ди них и наиболее высокий процент безработных. Продолжают сохраняться и даже усугубляться такие застарелые проблемы здравоохранения, как длинные очереди в больницах, нехватка младшего медицинско­го персонала. Классы во многих школах по-прежнему переполнены, недостаточен уровень подготовки учи­телей, почти не уменьшается разница в техническом оснащении государственных и частных школ.

В. глубоко интегрирована в мировое хозяйство, значение внешнеэкономических связей постоянно растёт. В 2001 на экспорт шло 27% произведённых в стране товаров и услуг; экспорт товаров составлял 191,6 млрд ф. ст., услуг — 225, 2 млрд ф. ст. Экспорт на душу населения в В. больше, чем в США и Японии. В 2001 импорт товаров равнялся 225,2 млрд ф. ст., ус­луг — 65,7 млрд ф. ст. В., как правило, имеет дефицит в торговле товарами и положительное сальдо в торгов­ле услугами. В 2001 доходы от инвестиций за рубежом превышали иностранные вложения в В. на 9,0 млрд ф. ст. В результате дефицит платёжного баланса по теку­щим операциям составлял 20,5 млрд ф. ст. Большое внимание в стране уделяется привлечению иностран­ного капитала; он рассматривается как средство повы­шения производительности труда. В 2001 приток пря­мых иностранных капиталовложений в В. составил 43,8 млрд ф. ст. В то же время экспорт прямых инвес­тиций равнялся 23,7 млрд ф. ст., что существенно ни­же, чем в предыдущем году, когда он достиг рекордно­го уровня 168,6 млрд ф. ст., — следствие высокой ак­тивности британских фирм на международном рынке слияний и поглощений. Всего на кон. 2001 активы В. за рубежом равнялись 3176 млрд ф. ст., в т. ч. прямые инвестиции — 645,2 млрд. Иностранные активы в этой стране — 3216 млрд ф. ст., в т.ч. прямые инвестиции 347,5 млрд ф. ст.

Перемены в структуре хозяйства сопровождались значительными сдвигами в структуре внешней тор­говли. Вплоть до кон. 1950-х гг. в международной спе­циализации товарного обмена В. преобладало межот­раслевое направление. В структуре экспорта и импор­та наблюдались большие различия: в экспорте доми­нировала продукция обрабатывающей промышленно­сти, в импорте — сырьё и продовольствие. С нач. 1960-х гг. быстро развивается внутриотраслевой об­мен. В 1971 готовые изделия и полуфабрикаты в то­варном экспорте составляли 84%. В связи с увеличе­нием вывоза североморской нефти эта доля в 1970— нач. 80-х гг. снизилась, однако к 2001 вновь достигла 84%. В том же году на машины и транспортные сред­ства приходилось 56% экспорта. Возрастает экспорт продукции аэрокосмической, химической, электрон­ной промышленности. В то же время уменьшается до­ля экспорта текстильных товаров. Очень высока во­влечённость в международный оборот электронно-вычислительной техники: за границу вывозится около 70% продукции электронной отрасли. На экспорт идёт св. 70% продукции химической промышленнос­ти, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией — тракторостроение, произ­водство текстильного и горношахтного оборудования. В. занимает одно из первых мест в мире по экспорту вооружений. С нач. 1960-х гг. непрерывно падает зна­чение в импорте продовольствия и сырья. В 1971— 2001 доля продовольствия снизилась с 22 до 8%, а промышленного сырья — с 12 до 2%. В то же время до­ля готовых изделий подскочила с 7 до 60% (с полуфа­брикатами — до 85%).

Одновременно происходили изменения в географи­ческом распределении внешней торговли. В нач. 20 в. внешняя торговля В. была ориентирована на её коло­ниальные владения; ещё в 1950 40% экспорта этой страны направлялось в зависимые страны, из них же поступало около 40% импорта В. К нач. 21 в. ситуация рез­ко изменилась. В 2001 85% экспорта и 81% импорта приходились уже на развитые страны. В последние де­сятилетия происходит «европеизация» торговых свя­зей В.: в 2001 53% её экспорта товаров и услуг (85% экс­порта товаров и 52% импорта) приходилось на её парт­нёров по ЕС.