Страны мира

Великобритания: Государственное устройство и политическая система

Великобритания — конституционная монархия. В отличие от боль­шинства стран мира, в В. нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различ­ных парламентских актов — статутов, судебных реше­ний и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согла­сием на изменение конституционного обычая.

Глава государства — королева Елизавета II (роди­лась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952. В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно пра­вительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций госу­дарственной власти. За ней сохранено право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформиро­вать правительство. Королева утверждает законы, принятые парламентом. По закону она является вер­ховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников. Как глава судебной власти назначает судей, а как гла­ва Англиканской церкви — епископов. В сфере между- народных отношений королева как глава государства имеет право объявлять войну и заключать мир, подпи­сывать международные договоры и соглашения.

В состав В. входят 4 историко-географические об­ласти (исторические провинции) — Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) — часть Ирландии — 6 северо-восточных графств (по Догово­ру 1921 включена в состав В. на правах автономии). В административном отношении В. делится на графст­ва, округа и города. В состав В. входят самостоятель­ные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых террито­рий. В ведении органов местной власти находятся жи­лищное строительство, образование, социальное обес­печение, полиция и пожарная служба. Они финанси­руются за счёт средств, полученных от взимания му­ниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

Высший орган законодательной власти — парла­мент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Парламент занимается законотворческой деятельнос­тью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеи­ми палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. На практи­ке это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого до­кумента и по положению «парламентского суверени­тета» парламент может отменить акты конституцион­ного значения. Большую роль в подготовке законо­проектов играют парламентские комитеты. Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчи­тывает 659 членов — по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большин­ства прямым и тайным голосованием на основе всеоб­щего избирательного права.

Право голоса имеют все граждане В., а также дру­гих стран Содружества и Республики Ирландии, до­стигшие 18 лет и постоянно проживающие в В. С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консерватив­ная партия, 8 — Лейбористская. В результате всеоб­щих парламентских выборов в июне 2001 большинст­во в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия — 412 мест (40,7% полученных голосов). У консерваторов — 166 мест (31,7%), у либеральных демократов — 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии — 5 (1,8%), Плайд Кимру — 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии — 6 (0,8%), Демократической юни­онистской партии — 5 (0,7%), Шин Фейн — 4 (0,7%), у прочих — 4 (0,8%).

Верхняя палата — палата лордов — состоит из на­следственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Парламентскими ак­тами 1911 и 1949 права палаты лордов были сущест­венно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, пред­ставленные палатой общин. С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето — крат­косрочной отсрочки принятых палатой общин зако­нопроектов. Билли финансового характера, относя­щиеся к налогообложению и государственным расхо­дам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин. В 1999 был при­нят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубли­кована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомен­дации политических партий пропорционально чис­ленности фракций в палате общин. 120 членов палаты лордов будут избираться.

Глава исполнительной власти — монарх. Глава пра­вительства — премьер-министр. Правительство фор­мируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламен­те (с 1997 — лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (около 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как пра­вило, парламентских заместителей министров). Боль­шинство министров являются членами палаты об­щин. В распоряжении премьер-министра — аппарат государственных служащих.

Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия — организационно оформи­лась в 1867, насчитывает около 300 тыс. членов, лидер — Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находи­лась у власти в 1951—64, 1970—74, 1979—97. Лейбо­ристская партия образована в 1890, объединяет кол­лективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945—51, 1964—70, 1974—79. Является правящей партией с 1997. Либерально-демократическая партиясформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает около 82 тыс. членов, лидер — Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основа­на в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнио­нистская партия (основана в нач. 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демо­кратическая и лейбористская партия Северной Ир­ландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн — политическое крыло Ирландской республи­канской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась за­нять свои места в палате общин.

Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей. В 2001 в стране насчитывалось 192 организации деловых кру­гов. Наиболее влиятельная из них — Конфедерация британской промышленности (КБП). Выражает инте­ресы около 200 тыс.фирм — от крупнейших ТНК до мел­ких компаний. В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциа­ций деловых кругов. Важнейшая задача КБП — содей­ствие созданию экономического климата, благоприят­ного для деятельности британского бизнеса, повыше­ния его конкурентоспособности. Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительст­ва, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Сре­ди других крупных предпринимательских организа­ций — Ассоциация британских торговых палат. Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помо­гает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необ­ходимой для бизнеса информации. Институт директо­ров, насчитывающий около 53 тыс. членов, консультиру­ет директоров компаний по таким проблемам, как кор­поративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров. Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в В. и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интере­сы 160 тыс. малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам налогооб­ложения, занятости, безопасности, страхования.

Особенностью британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсою­зы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями,

так и в общественно-политической жизни страны в це­лом. В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54—55% всех лиц наёмного труда. С помощью жёстких антипрофсоюзных законов кон­серваторам удалось добиться существенного ограни­чения прав и размаха деятельности профсоюзов. В ре­зультате уменьшилось число профсоюзов — 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов — с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда. Крупнейшее профсоюзное объедине­ние — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) — создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов. На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наи­более важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию. После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее дея­тельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование ши­роко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюар­тов), избираемых непосредственно на месте их работы. Главная функция — повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

В 2002/03 финансовом году военные расходы со­ставили 24,2 млрд ф. ст., в 2003/04 финансовом го­ду — 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП. В 2001 численность Вооружённых сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс. граждан­ских лиц. В. — ядерная держава. В 2002 на вооруже­нии находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П». В. поддер­живает ядерный арсенал приблизительно из 185 бое­головок. Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО. В. выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на Ки­пре, в Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, Демократи­ческой Республике Конго, Боснии, Косово.

Во внутренней политике ключ к пониманию мно­гих особенностей современного социально-политиче­ского устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традицио­нализм» и сравнительная стабильность политических институтов. На протяжении столетий британскую по­литическую культуру отличали умеренность и орга­ническое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение пра­вящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов. Стабильность британского общества всегда покои­лась на консенсусе относительно его основополагаю­щих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране — за­конопослушность граждан. Значение терпимой поли­тической культуры особенно важно в условиях отсут­ствия писаной Конституции.

С 1924 у власти попеременно находятся Консерва­тивная и Лейбористская партии. С нач. 1970-х гг. зна­чительную поддержку стали получать «третьи» пар­тии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 — Либеральная) и Шотландские националисты.

В 1979 к власти пришли неоконсерваторы во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неокон­серватизма особое место принадлежало индивидуа­лизму, или антиколлективизму. Усилились автори­тарные тенденции в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов. Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобра­зование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло час­тичное разгосударствление системы здравоохране­ния; консерваторы осуществили ряд мер, направлен­ных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных ви­дов частного страхования.

Победившие на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных сущест­венно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой ре­формы — деволюция (децентрализация) власти. В тече­ние многих веков В. представляла собой унитарное го­сударство, все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 — Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотлан­дии. Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии. В компетен­ции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов. Децент­рализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлека­ются в политическую систему ЕС.

Другими направлениями реформы стал отказ от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного характера из­бирательной системы страны. Через парламент прове­дены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского за­конодательства, Акт о свободе информации. Консти­туционная реформа осуществляется в рамках концеп­ции «третьего пути» как концепции внутреннего раз­вития В. Если первый путь — это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант — тэтчеризм, а второй — тради­ционный, ориентированный на огосударствление со­циализм и социал-демократизм, то третий путь — это движение к справедливому, базирующемуся на обще­человеческих ценностях общественному устройству. Правительство стремится развивать различные фор­мы участия населения и его отдельных групп в реше­нии социальных, экономических и политических во­просов развития общества.

В центре внутриполитической жизни страны на­ходятся также вопросы модернизации систем здраво­охранения, образования, общественного транспорта. Неудовлетворённость британцев состоянием этих сфер экономики стала причиной значительного пора­жения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присое­динением В. к зоне евро. Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопро­су. Недовольство в стране вызвало решение прави­тельства об участии В. в войне в Ираке. Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мир­ное урегулирование в Ольстере. Несмотря на попыт­ки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями като­лического и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирлан­дии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным об­разом из-за нежелания ИРА разоружиться.

Во внешней политике в нач. 21 в. В., бесспорно, входит в пятёрку ведущих развитых стран наряду с США, Францией, Германией и Японией. Более того, перед двумя последними она, как одна из стран — по­бедительниц во 2-й мировой войне, имеет некоторые преимущества. В. — ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. С нач. 1970-х гг. она вместе с Францией и ФРГ играет руководящую роль в ЕС, хотя её политическое влияние в этой организа­ции меньше, и одновременно сохраняет, хотя и в уре­занном виде, «особые отношения» с США. В. до сих пор претендует на роль посредника в отношениях между Старым и Новым Светом. В. обладает самой обширной после США «хозяйственной империей» за рубежом, возглавляет Содружество.

Вместе с тем на протяжении последних десятиле­тий происходило ослабление позиций В. в мировой экономике и политике, в системе международных от­ношений. В 1950—70-х гг. окончательно распалась британская колониальная империя. В. пришлось от­казаться от старой доктрины, согласно которой она способна успешно совмещать 3 роли: лидера Запад­ной Европы, главы Содружества и привилегирован­ного партнёра США. Присоединение В. к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в Западную Европу центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом. В. стала выступать составной частью западноевропейского центра. В то же время она продолжает занимать особую позицию по многим принципиальным вопросам развития ЕС. Своеобразие позиций В. отражает специфику нацио­нальной политической культуры, правового мышле­ния, традиций внешнеполитической стратегии, столе­тиями сохранявших определённую дистанцию между «островным государством» и континентальной Евро­пой. Кроме того, ставка на европейскую интеграцию сочетается с сохраняющимися особыми отношениями В. с США, которые во многом определяются общнос­тью языка, близостью традиций, культуры.

Пришедшее к власти в мае 1997 лейбористское пра­вительство подчёркивает ключевую роль стран-наций в современной Европе и отметает федералистские идеа­лы интеграции. Во всех сферах политики ЕС оно ставит во главу угла принцип субсидиарности и поддерживает принцип чёткого разграничения трёх опор ЕС. Призна­вая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, лей­бористы выступают за сохранение принципа единогла­сия и утверждения совместных акций в рамках сотруд­ничества. Правительство подчёркивает ключевую роль НАТО в обеспечении обороны Западной Европы. В. выделила крупный контингент войск в состав европей­ских сил быстрого реагирования.

Во 2-й пол. 1990-х — нач. 2000-х гг. существенно окрепли англо-американские связи. Общие подходы и совпадающие интересы преобладали в международ­ных делах и в области безопасности. Это проявилось в ходе косовского конфликта и особенно во время войны в Ираке в марте—апреле 2003, когда Лондон наиболее последовательно поддержал позицию Ва­шингтона. После теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке основная активность правительства в сфере внешней политики и политики безопасности была пе­реключена на борьбу с терроризмом и поддержку этой борьбы странами Содружества.

В отношениях с РФ правительство Т.Блэра при­держивалось линии на конструктивное взаимодейст­вие. Используя свои особые отношения с США и членство в ЕС, В. стремилась занять роль некоего свя­зующего звена между Западом и Россией. Отношения между двумя странами были омрачены позицией В. по вопросу о роли ООН в регулировании иракского кризиса.

В. имеет дипломатические отношения с РФ; уста­новлены с СССР 2 февраля 1924.