Страны мира

Венесуэла: Наука и культура

Образование находится в ведении Министерства образования, культуры и спорта. В 2001 в В. было 15 984 начальные школы, которые посещало 4,3 млн учащихся. Число учителей составляло 185,7 тыс. чел. Вопросы среднего и профессионально-технического образования находятся в ведении Управления сред­него и профессионального образования. Число сред­них и профессионально-технических учебных заведе­ний в 2000 превышало 2000. В них обучалось ок. 400 тыс. чел. Крупнейшие университеты: Центральный университет В. (г. Каракас, основан в 1725), Универ­ситет Симона Боливара (г. Каракас, 1967), Универси­тет штата Сулия (г. Маракайбо, 1891), Андский уни­верситет (г. Мерида, 1810), Университет Карабобо (г. Валенсия, 1958). Из частных университетов самым крупным является Католический университет Андрес Бельо (г. Каракас,1953), входящий в тройку крупней­ших в стране. Широкое признание получил Институт высших исследований в сфере управления, основан­ный в 1965 в Каракасе.

В соответствии с законом о науке, технологии и изобретательстве (2001) в национальную систему на­уки, технологии и изобретательства входят Министер­ство науки и технологии, высшие и профессионально-технические училища, частные и государственные на­учно-исследовательские учреждения, информацион­ные сети; предприятия, производящие высокотехноло­гичные товары и услуги; частные лица, занятые в сфе­ре НИОКР. Министерство получает и обобщает ин­формацию от входящих в систему институтов, форму­лирует политику, планы и приоритеты научно-техни­ческого развития, выделяет ресурсы на НИОКР по за­просам их исполнителей. В свою очередь исполнители НИОКР, финансируемых министерством, обязаны пе­речислить ему от 0,5 до 5% своей прибыли на реализа­цию планов научного и технологического развития. Крупные государственные и частные предприятия должны вложить в течение финансового года в образо­вательные и научно-технические проекты, осуществля­емые в сфере их деятельности, от 0,5 до 20% прибыли. Импортёрам товаров и услуг, необходимых для реали­зации национального плана науки, технологии и изоб­ретательства, могут предоставляться налоговые и та­моженные льготы. В 2000 на 1 млн чел. в В. приходи­лось 194 исследователя, занятого в НИОКР. Затраты на НИОКР составили 0,34% ВВП. Важными научны­ми центрами являются университеты — Центральный университет В. имеет исследовательские центры по 11 научным направлениям. В число крупнейших научно-исследовательских учреждений входят Венесуэльский институт научных исследований (создан в 1955) и На­циональный институт сельскохозяйственных исследо­ваний (2000), имеющий отделения в 11 штатах страны.

От доколумбова периода сохранились петрогли­фы, наскальные росписи, керамические сосуды и ри­туальные фигурки, символизирующие плодородие.

Первые памятники литературы, драматургии, ар­хитектуры, профессионального изобразительного ис­кусства и музыки относятся к колониальному перио­ду. По сравнению с другими регионами Латинской Америки В. в 16—17 вв. оставалась глухой провинци­ей. Барокко получило распространение лишь в 18 в.

На литературу позднеколониального периода и 19 в. оказала влияние патриотическая публицистика Ф. Миранды и С. Боливара. Классицизм, а впослед­ствии романтизм определяли поэзию А. Белью. Ве­дущим живописцем начала республиканского пери­ода был Х. Ловера.

Основные течения в культуре 19 в. — классицизм и романтизм, в русле которого формировался костумб-ризм (от исп. «el costumbre» — обычай), представлен­ный в литературе творчеством Р. Марии Баральта, в живописи К. Фернандеса. В последней четверти 19 в. в литературе получил развитие т.н. испано-американ­ский модернизм. В архитектуре во 2-й пол. 19 в. клас­сицизм сменился эклектикой, неоготикой и неомав­ританским стилем.

Проза социально-критического направления кон. 19 — 1-й пол. 20 вв. нашла отражение в произ­ведениях М.В. Ромеро Гарсии и Р. Гальегоса. Соци­ально-политическая тематика 1950—60-х гг. в лите­ратуре связана с именем М. Отеро Сильвы. Крупной фигурой в литературе 20 в. является поэт, прозаик, эссеист А. Услар Пьетри. С 1970-х гг. произведения прозаиков и поэтов отмечены стремлением к нео­авангардизму и постмодернизму.

До 2-й мировой войны в зодчестве преобладал нео­колониальный стиль с элементами классицизма. Круп­нейшим венесуэльским архитектором 20 в., развивав­шим принципы международного стиля, был Р. Карлос Вильянуэва. В 1980—90-е гг. в архитектуре появляют­ся черты хай-тека и нео-ар-деко.

Ведущими живописцами нач. 20 в. были Э. Бод-жио и А. Реверон. В кон. 1930-х — нач. 1940-х гг. ста­ло складываться творчество Э. Полео, Брачо, С. Рен-хифо (был также драматургом), испытавших влияние мексиканской монументальной живописи.

Среди художников-беспредметников самые изве­стные А. Отеро, Х. Сото, К. Крус-Диес, начавшие ра­ботать в 1950-е гг. С 1960-х гг. одним из ведущих жи­вописцев и рисовальщиков стал Х. Борхес.

Начало венесуэльской кинематографии относится к 1909, но лишь в 1950-е гг. она приобретает националь­ные черты (фильмы М. Бенасерраф). В 1960—90-е гг. наиболее интересные режиссёрские работы создают К. де ла Серда, Э. Гедес, М. Валерстайн, С. Хоогестайн.