Страны мира

Венгрия: Экономика

В. — среднеразвитое индустриально-аграрное го­сударство, активно участвующее в международной торговле. ВВП — 62,5 млрд долл., ВВП на душу насе­ления — 6,2 тыс. долл. (2002). При доле национально­го производства в мировом ВВП 0,15% доля внешней торговли страны в мировой торговле составляет 0,47% (2000). Темпы инфляции последовательно со­кращаются с 28,2% в 1995 до 5,3% в 2002.

Структура ВВП (2001): сельское и лесное хозяйст­во — 4,3%, промышленность и строительство — 32,0%, торговля и сфера бытовых услуг — 12,8%, транспорт и связь — 9,1%, финансовая деятельность — 21,7%. Наи­более заметными изменениями структуры ВВП В. в 1990-е гг. стало сокращение доли аграрного сектора и увеличение доли услуг.

Доля частного сектора в ВВП — более 80% (в 1990 — 10%). Пик приватизации пришёлся на 1995, а к 1999 этот процесс был в основном завершён. В 2002 в государст­венной собственности находилось 190 предприятий (в большинстве своём малорентабельных). Правительство П.Медьеши намерено к 2006 оставить в собственности государства ок. 40 предприятий (в основном лесхозы и транспортные компании «Волан»).

Доля иностранцев в структуре собственности вен­герской экономики достигла 30%. Из 200 крупнейших венгерских предприятий ок. 160 находятся в частичной или полной иностранной собственности, каждое деся­тое предприятие в В. имеет иностранного компаньона, соучредителя или владельца. Под контролем иностран­ного капитала находится 90% отрасли коммуникаций и дальней связи, 70% банковско-финансового сектора, 60% энергетики страны. 2/3 продукции венгерской об­рабатывающей промышленности дают предприятия, находящиеся в иностранной собственности.

Уровень занятости 56,3%, или 3,9 млн чел. (2002). Среднегодовая численность безработных 239 тыс. чел. Длившийся с сер. 1999 процесс сниже­ния уровня безработицы в кон. 2002 изменил тренд и составил 5,8%.

В промышленности наиболее развиты обрабатыва­ющие отрасли (обеспечивают 90,6% валовой промыш­ленной продукции), в т. ч. автомобиле-, станко- и при­боростроение (42,6%), пищевая промышленность (15,0%), нефтехимия (13,8%). После спада кон. 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и ра­ботающей почти исключительно на давальческом сы­рье лёгкой промышленности. Доля энергетики и во­доснабжения — 8,9%. В добывающих отраслях произ­водство постепенно сворачивается.

На крупных предприятиях (число занятых более 300 чел.) выпускается 2/3 всей промышленной про­дукции, процесс концентрации производства продол­жается, особенно в машиностроении, энергетике и нефтехимии.

Венгерская промышленность довольно сильно за­висит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного произ­водства. Крупные предприятия вывозят — в зависи­мости от отрасли — 60—80% своей продукции. По­требности внутреннего рынка удовлетворяют в основ­ном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Сельское хозяйство с началом процессов общест­венно-политической трансформации испытывает про­блемы. К числу основных причин относятся поспеш­ная ликвидация сельхозкооперативов, упущения в проведении земельной политики, недостаточный уро­вень финансирования отрасли, а также засухи в тече­ние ряда лет. Это привело к сокращению удельного ве­са продукции сельского хозяйства (без пищевой про­мышленности) в ВВП (в 1993—2002 с 17,7 до 4,3%), до­ли аграрной продукции в экспорте, числа занятых, раз­меров сельхозплощадей, поголовья животных и т.п. Аг­рарная политика правительства направлена на укреп­ление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для В. секторах: производство кукуру­зы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой — 1,0 млн га.

Растениеводство представлено главным образом зерновым хозяйством, а также овощеводством и садо­водством (включая виноградарство). Животноводст­во обеспечивает более 60% внутренних доходов сель­ского хозяйства. Наиболее развиты свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молоч­ного направления, птицеводство. Потребности внут­реннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

В. располагает хорошо развитой сетью транспорт­ных коммуникаций. Протяжённость автодорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твёр­дое покрытие. Железные дороги — 7,9 тыс. км. Протя­жённость внутренних водных путей — 1,6 тыс. км. Главный речной порт — Будапешт. Внутренние авиапере­возки не осуществляются, имеется сеть небольших аэ­родромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта.

Удобное транспортное расположение способству­ет повышению транзитной роли страны. Через терри­торию В. проходят нефтепроводы «Дружба-I» (с Ук­раины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (с Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяжён­ность трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны т.н. хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установлен­ным европейским требованиям.

Общий грузооборот 26,9 млрд ткм (2002). Струк­тура по видам транспорта: автомобильный — 51%, же­лезнодорожный — 30%, трубопроводный — 15%, вод­ный — 3%. Структура по направлениям перевозок: международные — 60%, внутренние — 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевоз­ках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн чел., на внут­ригородских — 2,8 млрд чел. (2002).

Развитие телекоммуникаций в В. проходит дина­мично: при относительно скромном росте традицион­ной телефонии ускоренными темпами развивается мобильная связь. Количество абонентов мобильных телефонов в 2000—02 увеличилось с 2,5 до 5,5 млн чел. Объём радиовещания достиг 800 тыс. ч, телевизи­онных трансляций — 1,8 млн ч. Венгерское телевиде­ние осуществляет вещание по трём государственным каналам. Кроме того, действует три частных канала и множество коммерческих кабельных сетей. Радиове­щание ведётся тремя государственными станциями и рядом коммерческих. Контроль за политическим со­держанием программ государственных электронных СМИ осуществляют попечительские советы, в кото­рые правительство и оппозиция на паритетных началах делегируют своих представителей.

Розничный товарооборот после спада 1987—97 по­стоянно расширяется (в 2002 — 24,8 млн долл.). Это­му способствуют рост денежных доходов населения, появление новых видов торговли (гипермаркетов, тор­говых центров) и повышение качества обслуживания. Структура товарооборота (2002): 33,4% — продоволь­ствие, 28,4% — транспортные средства, запчасти и топ­ливо к ним, 16,4% — мебель и бытовая техника, 9,5% — товары культурно-познавательного назначения.

Сфера туризма — одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики. В ней за­нято 300 тыс. чел. (7% экономически активного насе­ления) и создаётся почти 10% ВВП страны. Развитая туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи до­мики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на по­сетителей с различным достатком. В. ежегодно при­нимает 10—15 млн иностранных туристов. Валютная выручка от туризма составляет 3,4 млрд долл. (2002).

С 1987 в В. действует двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осу­ществляет эмиссионную и кредитную политику, об­щий контроль за финансовым рынком, а уполномо­ченные финансовые институты кредитуют непосред­ственно хозяйственные субъекты.

В 1991—94 реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кре­дитного портфеля. С 1995 началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным запад­ным финансовым учреждениям. К 1998 приватизация венгерских банков практически закончилась. Уро­вень присутствия иностранного капитала в банков­ской системе — 63%.

На нач. 2000 венгерская система кредитных уч­реждений состояла из 43 банков (90,3% всех финансо­во-кредитных операций), 226 сберегательных коопе­ративов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс (0,5%).

Степень концентрации банков в В. достаточно вы­сока: первая шестёрка банков в совокупности облада­ет почти 60% активов банковской системы.

Система государственных финансов структурно со­стоит из четырёх подсистем: центрального правительст­ва (центральный уровень), органов местного самоуправ­ления (местный уровень), обособленных государствен­ных фондов, органов социального страхования.

В 1998—2001 общий уровень дефицита бюджета центрального правительства последовательно сни­жался с 4,8 до 3,3% ВВП. В 2002 последовал резкий всплеск — до 9,6% ВВП, вызванный сменой прави­тельства и масштабным увеличением социальных вы­плат. На 2003 запланирован показатель в 4,5% ВВП с тем, чтобы в 2004 выйти на уровень маастрихтских критериев членства в ЕС (3% ВВП).

В 2002 доходная часть бюджета составила 17,8 млрд долл., из которых ок. 80% — поступления налогового характера (налоги, акцизы, пошлины). Меры по сти­мулированию предприимчивости и повышению эф­фективности частного сектора привели к сокращению

степени централизации бюджетных доходов: доля до­ходов госбюджета в ВВП в 1994—2002 сократилась с 52,5 до 27%.

Основное место в налоговых поступлениях в бюд­жет занимает общий налог с оборота (аналог россий­ского НДС), доля которого составляет 39%, подоход­ный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (именуемый корпоративным налогом) — 10%.

В В. применяется казначейская система исполне­ния бюджета, т.е. все необходимые государственным учреждениям средства поступают и расходуются с т.н. единого казначейского счёта. Техническую работу по осуществлению финансирования центрального бюд­жета ведёт Венгерское государственное казначейство.

Институциональными подразделениями венгер­ской финансовой системы также являются Государст­венный надзор за финансовыми организациями (осу­ществляет контроль за соблюдением законодательст­ва участниками фондового и валютного рынков), со­вокупность банковско-финансовых учреждений, раз­личные организации, предоставляющие услуги по не­государственному управлению финансовыми рынка­ми (фондовая и товарная биржи, центральный расчёт­ный центр, брокерские и дилерские фирмы и т.д.), страховые компании и пенсионные фонды.

Государственный долг В. в 2002 составлял 9,2 трлн фор. (37,5 млрд долл.), или 52,2% ВВП. Все функции, связанные с управлением государственным долгом (включая валютную и форинтовую составляющие), выполняет специально созданный Центр по управле­нию государственным долгом (ЦУГД). Перед ЦУГД поставлена задача постепенного перехода от практики привлечения зарубежных кредитов для финансирова­ния обязательств по внешнему долгу к выпуску госу­дарственных облигаций, номинированных в национальной валюте — форинтах. В 2002 внешний долг-брутто В. центрального правительства (т.е. без заим­ствований частного сектора) сократился с 27,8 до 24,8 млрд евро.

В. выделяется сравнительной сглаженностью соци­альных контрастов, хотя имущественное расслоение нарастает. Минимальная заработная плата — 200 долл., минимальная пенсия — 82 долл. (2002). Политика мас­штабного увеличения заработной платы бюджетников и укрепление курса форинта в 2001—02 подняли уро­вень средней заработной платы по стране до 500 долл. (средний уровень номинальной заработной платы по секторам экономики колеблется от 345 долл. в сель­ском хозяйстве до 1000 долл. в финансовом секторе).

Рост реальных доходов в 2002 составил 13,6%. Как следствие, возросли товарооборот (рост на 11%), вло­жения в различные формы накопления (банковские форинтовые вклады (на 13%), страхование жизни (на 20%), отчисления в негосударственные пенсионные фонды (на 27%) и т.д.). Государственная политика по стимулированию жилищного строительства способ­ствовала увеличению вложений в недвижимость.

Разветвлённая система социальных пособий пере­страивается по принципу нуждаемости. Основными целями реформирования являются снижение бреме­ни государственного бюджета и уменьшение объёмов теневой экономики. Однако начатый переход к стра­ховому финансированию здравоохранения сопровож­дается сокращением больничных мест и медперсона­ла, пересмотром системы компенсаций за лекарства и расширением номенклатуры платных услуг.

Сущность проводимой пенсионной реформы — переход к смешанной пенсионной системе, предпола­гающей введение принципов страхования на все эле­менты пенсионного обеспечения и повышение лич­ной ответственности будущего пенсионера за накоп­ление пенсионных взносов.

Формируемая пенсионная система В. сочетает принципы распределительной и накопительный сис­тем и включает три элемента: базовые пенсии, выпла­чиваемые в рамках социального страхования, исходя из принципа: один год трудового стажа — 1% выплачиваемой пенсии; обязательное пенсионное страхова­ние, предполагающее отчисление 8% от заработка; до­бровольное пенсионное страхование в примерно 250 негосударственных пенсионных фондах.

Экономика В. отличается высокой степенью от­крытости и участия в международном разделении труда. Внешняя торговля имеет положительную ди­намику, но с 1992 хронически пассивна. Объём экс­порта в 2002 — 34,3 млрд долл., импорта — 37,6 млрд долл.

В товарной структуре экспорта в 1998—2002 пре­обладали изделия с высокой степенью добавленной стоимости: группы «машины и оборудование» (57— 59%; преимущественно средства связи, оборудование для обработки звука, системы автоматизированной обработки данных, электроприборы бытового и про­мышленного назначения) и «обработанные изделия» (29—31%). Продукция аграрного сектора занимала 7—8% экспорта.

Основной контингент импорта составили также «машины и оборудование» (50—52%) и «обработан­ные изделия» (35—38%). Доля энергоносителей в импорте — 6—8%, причём на российские энергоносители приходится 70% всех энергопоставок в В.

В 2002 более 90% венгерского экспорта направля­лось в европейские государства (ЕС, страны Цент­ральной и Восточной Европы, Балтии, РФ, Украину, Белоруссию). Оттуда поступало 75% импорта. Наибо­лее значимые внешнеторговые партнёры В.: Германия (доля в товарообороте 29,6%), Австрия (7,0%), Ита­лия (6,7%) и Франция (5,2%). Место РФ в первой пя­тёрке внешнеторговых партнёров В. (доля — 3,8%) оп­ределяется главным образом динамикой поставок энергоносителей, занимающих 83% в общем объёме российских поставок в В., а также возможностями на­ращивания венгерского экспорта в РФ (в 2002 — 1,3% от общего объёма вывоза).

Благоприятный предпринимательский климат в стране, довольно высокое положение в рейтинге меж­дународных агентств привлекают иностранный капи­тал. К кон. 2002 было накоплено 24,5 млрд долл. иностранных инвестиций (3-е место в Восточной Ев­ропе после Польши и Чехии). Во 2-й пол. 1990-х гг. приток зарубежных капиталовложений составлял ок. 2,0 млрд долл. ежегодно (максимум в 1995 — более 3,5 млрд долл.). 70% инвестиций связаны с приобре­тением приватизируемых предприятий, 30% — строи­тельство предприятий «под ключ». В 2001-02 в связи с ухудшением мирохозяйственной конъюнктуры на­блюдается усиление оттока капиталов и перенос раз­мещённых в В. предприятий в другие страны.