Страны мира

Восточный Тимор: Государственное устройство и политическая система

В.Т. — унитарная демократическая республика. Административное деление — 13 районов. Крупней­шие города: Дили, Баукау, Ликика.
Высший законодательный орган — националь­ный парламент, обладает широкими властными полномочиями. Состоит из 88 депутатов, включая премьер-министра и членов правительства. Основ­ные полномочия исполнительной власти сосредо­точены в руках премьер-министра, назначаемого президентом по представлению парламентского большинства.

Глава государства — президент (в настоящее вре­мя Шанана Гужмау), избирается прямым голосовани­ем сроком на 5 лет. В соответствии с Конституцией является символом и гарантом национального един­ства, независимости и существования эффективных демократических институтов, а также верховным главнокомандующим силами обороны В.Т. Прези­дент парламента — Франсишку Гутьерреш. Премьер-министр — Мари Алькатири.

Созданию эффективной системы государственно­го устройства мешает отсутствие ясности в отноше­нии разделения полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властью. Тем не менее в сер. 2002 парламент принял свой первый закон — о публикации государственных актов и впоследствии — законы по ряду важных вопросов, включая статусы судебных магистратов, закон о гражданстве, закон о паспорте и закон о морских границах В. Т. На рассмо­трение поступил законопроект о земле и государст­венной собственности.

В стране действует ок. 15 политических партий и организаций. Ведущей силой является Революцион­ный фронт освобождения В. Т. (ФРЕТИЛИН), воз­главивший борьбу за независимость и фактически яв­ляющийся ныне правящей партией. Среди других — Народно-демократическая ассоциация Тимора (АПОДЕТИ), Восточнотиморский народный фронт, Христианско-демократическая партия, Социал-демо­кратическая партия и др.

Присутствие контингента международных ми­ротворческих сил обеспечивает достаточно высо­кий уровень внутренней политической стабильно­сти. Первоочередная внутриполитическая задача — активизация курса национального примирения и консолидации общества как неотъемлемых усло­вий дальнейшего существования единого незави­симого государства. Тем более что в 2002 отмеча­лись первые признаки недовольства социально-экономической политикой властей со стороны го­родских слоёв, с требованиями признать их роль в борьбе за независимость выступили ветераны со­противления.

Согласно Конституции во внешней политике страна ориентируется на развитие дружественных связей со всеми государствами, основанных на со­трудничестве, взаимном равенстве, уважении сувере­нитета, территориальной целостности и прав челове­ка в интересах мирного урегулирования конфликтов, разоружения, создания справедливого международ­ного экономического порядка. Конституция закрепляет также нацеленность на привилегированные от­ношения со странами португалоговорящего сообще­ства и особые связи дружбы и стабильности с сосед­ними государствами.

Ближайшим приоритетом является скорейшая окончательная нормализация отношений с Индоне­зией. В этом направлении важными стимулами яви­лись присутствие президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри на торжествах, посвящённых про­возглашению независимости В. Т., и последовав­ший визит в Джакарту Ш. Гужмау, а также решение о создании совместной министерской комиссии по двустороннему сотрудничеству. К сер. 2003 плани­ровалась доработка соглашения о линии сухопут­ной границы в соответствии с историческими со­глашениями.

При поддержке миссии ООН идёт формирование Вооружённых сил и пограничных служб. В 2003 пла­нируется укомплектовать два батальона. При нали­чии внешней помощи Вооружённые силы в полном объёме будут сформированы к сер. 2004.

В. Т. имеет дипломатические отношения с РФ с июня 2002.