Страны мира

Япония: Государственное устройство и политическая система

Я. — демократическое унитарное правовое госу­дарство с парламентарной монархией как формой правления. Действует Конституция 1947. Территория Я. разбита на 47 префектур, относимых к четырём ти­пам: то (Токио), фу (Осака, Киото), до (Хоккайдо) и кэн (43 остальные префектуры). Остров Хоккайдо це­ликом включён в одноименную префектуру. На ост­рове Хонсю расположены префектуры: Айти, Акита, Аомори, Вакаяма, Гифу, Гумма, Ибараки, Иватэ, Иси-кава, Канагава, Киото, Миэ, Мияги, Нагано, Нара, Ниигата, Окаяма, Осака, Сайтама, Сига, Сидзуока, Симанэ, Тиба, Токио, Тотиги, Тоттори, Тояма, Фу­куи, Фукусима, Хёго, Хиросима, Ямагата, Ямагути и Яманаси. Префектуры острова Сикоку — Кагава, Ко­ти, Токусима, Эхимэ; острова Кюсю — Кагосима, Ку-мамото, Миядзаки, Нагасаки, Оита, Сага, Фукуока; острова Окинава — Окинава. Крупнейшие города (с численностью населения 1 млн чел. и выше): Токио, Иокогама (3,4), Осака (2,6), Нагоя (2,2), Саппоро (1,8), Киото (1,5), Кобэ (1,4), Кавасаки (1,3), Фукуока (1,3), Китакюсю (1,0), Сэндай (1,0).

Принципы государственного управления опреде­ляются действующей Конституцией (верховным за­коном страны), которая предоставила суверенную власть народу, гарантировала соблюдение основных прав человека (уважение всех людей как личностей, равенство всех людей перед законом, право избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, право обращаться с мирными петициями о возмещении ущерба, о смещении публичных долж­ностных лиц, о введении, отмене или исправлении за­конов, указов и предписаний, свободу мысли и совес­ти, собраний и объединений, слова, печати и всех иных форм выражения мнений, выбора и перемены местожительства, профессии, выезда за границу и от­каза от гражданства, научной деятельности, право на поддержание минимального уровня здоровой и куль­турной жизни, на образование, на труд, на коллектив­ные переговоры и прочие коллективные действия).

В Конституции специально оговорён статус импе­ратора, который является символом государства и единства народа, но не наделён полномочиями, свя­занными с осуществлением государственной власти, определены зоны компетенции парламента, кабинета министров и органов местного самоуправления. От­дельный раздел посвящён управлению государствен­ными финансами.

Высший орган государственной власти и единствен­ный орган законодательной власти — парламент, состо­ящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, которым руководит премьер-ми­нистр и который наделён правом законодательной инициативы. В Конституции Я. нет указания на фигу­ру главы государства. В соответствии со статьёй 7 император отправляет многочисленные функции (про­мульгация поправок к Конституции, законов, прави­тельственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов, подтверждение назначений и отставок государственных министров и других долж­ностных лиц, полномочий и верительных грамот по­слов и посланников, всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановления в правах, пожалование наград и т.д.), но не иначе как по совету и с одобрения кабинета министров. Это позво­ляет заключить, что фактическим главой государства является премьер-министр. Он же является главой высшего органа исполнительной власти — кабинета министров. Главами высшего органа законодательной власти считаются спикер палаты представителей и спикер палаты советников парламента.

В дополнение к выдающимся деятелям, названным в разделе о послевоенной истории Я., следует упомя­нуть трёх премьеров кон. 20 в. и нач. 21 в. — М. Хосо-кава, Р. Хасимото и Дз. Коидзуми, которые с разной степенью интенсивности проводили радикальные со­циально-экономические реформы. Особенно широ­кую программу преобразований разработал Дз.Коид-зуми, осуществляющий её в борьбе с консерваторами из высших бюрократических кругов и из собственной Либерально-демократической партии (ЛДП).

Всеобщие выборы членов палаты представителей происходят либо по истечении четырёхлетнего перио­да её работы, либо при роспуске парламента премьер-министром. Основу нынешней избирательной систе­мы для палаты представителей образуют малые изби­рательные округа, в каждом из которых выбирается один представитель (мажоритарный вариант), и 11 крупных округов, где представители выбираются в за­висимости от числа голосов, полученных каждой пар­тией (пропорциональный вариант). Выборы в палату советников происходят каждые 3 года для членов па­латы, шестилетний период пребывания которых там истёк (избирается, таким образом, половина состава), а также для заполнения вакансий. Каждая префекту­ра при выборах в палату советников является много­мандатным округом. Кроме того, формируется обще­национальный округ, где избиратели голосуют за ка­кую-либо из партий. 100 депутатов от этого округа от­бираются из партийных списков пропорционально числу набранных партиями голосов. Губернаторы префектур, мэры и главы городов (си), посёлков го­родского типа (мати) и деревень (мура), а также чле­ны муниципальных собраний избираются каждые 4

года по истечении срока их полномочий, причём пря­мые выборы происходят одновременно по всей стра­не. Муниципии пользуются правом управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять управление в своих границах. Муниципальные собрания могут принимать нормативные акты местного значения. За­коны, касающиеся той или иной муниципии, могут быть приняты парламентом только с согласия боль­шинства их жителей, устанавливаемого посредством референдума.

Послевоенная демократизация Я. выразилась, по­мимо прочего, и в образовании многопартийной сис­темы. В настоящее время наиболее значительными партиями являются: ЛДП, Демократическая партия Я. (ДПЯ), Новая Комэйто (НК), Консервативная пар­тия (КП), Коммунистичекая партия Я. (КПЯ), Соци­ал-демократическая партия (СДП).

В течение 38 лет (1955—93) ЛДП — партия уме­ренного консерватизма — сохраняла монополию на власть, но затем слишком тесное сращивание её деяте­лей с бюрократическими и деловыми кругами стало источником коррупции, партия не сумела иницииро­вать и проводить в жизнь необходимые стране эконо­мические, политические и социальные реформы и вследствие этого лишилась поддержки многих изби­рателей, что вынудило её сколачивать коалиционные правительства (однажды даже с такими идеологичес­кими противниками, как социал-демократы). Не пользуются доверием электората и оппозиционные партии, то и дело демонстрирующие свою неспособ­ность добиться регулярной сменяемости власти. Иде­ологические расхождения между ними настолько сильны, что образование единого фронта невозможно. А каждая из них в отдельности безнадёжно слаба, не в состоянии бороться за власть в одиночку. Поэтому в стране не утихает интерес к идее создания двух круп­ных партий консервативного толка, которые могли бы пробудить подлинную политическую конкуренцию и обеспечить возможность ротации партий у кормила власти на американский манер.

Вплоть до нач. 21 в. интересы предприниматель­ских кругов Я. представляли следующие организа­ции: «Федерация экономических организаций» («Кэйданрэн»), «Японская ассоциация управляю­щих» («Никкэйрэн»), «Общество единомышленни­ков по вопросам экономической политики» («Кэйд-зай доюкай») и «Японская торгово-промышленная палата» («Нихон сёко кайгисё»). «Кэйданрэн» была образована в 1946 с целью регулирования разногла­сий между входящими в неё отраслевыми предприни-мательскими организациями, а также корпорациями-членами и представления правительству предложе­ний о мерах по стимулированию экономики. «Ник-кэйрэн» появилась в 1948 как нанимательский аналог профсоюзам наёмного персонала с целью развития здоровых отношений между трудом и капиталом, оп­ределения политики нанимателей в трудовых кон­фликтах и при коллективных переговорах и руковод­ства входящими в неё организациями бизнесменов. «Кэйдзай доюкай» учредили в 1946 в качестве част­ной, некоммерческой и нейтральной организации, полностью финансируемой входящими в неё менед­жерами. Общество оказывает заметное влияние на выработку национальной и корпоративной политики. «Нихон сёко кайгисё» была создана в 1922. Она зани­мается главным образом вопросами внешней торгов­ли и имеет тесные контакты с соответствующими международными организациями, представляя инте­ресы своих членов. В мае 2002 «Кэйданрэн» объеди­нилась с «Никкэйрэн», новое название — «Ниппон Кэйданрэн» («Предпринимательская федерация Япо­нии»).

Демократизация Я. по окончании 2-й мировой войны вызвала к жизни сотни разнообразных общест­венных организаций, учитывающих специфические запросы тех или других слоёв и групп населения. Сре­ди них организации сторонников мира, женские орга­низации, молодёжные и студенческие организации, организации интеллигенции и культурно-просвети­тельные организации трудящихся, общества дружбы и организации солидарности, ультраправые и левоэк-стремистские организации, организации иностран­цев, проживающих в Я., и др. Большая часть общест­венных организаций функционирует постоянно, не­которые активизируются только для подготовки и проведения традиционных ежегодных кампаний, есть и такие, которые возникают для решения проблем ло­кального значения. Некоторые общественные органи­зации возникли по инициативе той или иной партии. За «неприсоединившихся» партии энергично сопер­ничают друг с другом. Реагируя на это соперничество, активисты на общенациональном и местном уровнях организуют гражданские движения, движения потре­бителей и прочие движения, строго отделяющие себя от правящей коалиции и оппозиционных партий.

Окончание 2-й мировой войны послужило своеоб­разным водоразделом, пересечение которого круто изменило характер внутренней политики Я. До этого момента её задачи сводились к тотальной мобилиза­ции всех ресурсов страны в интересах внешней экс-

пансии, к насильственному подавлению любых видов оппозиции тоталитарному режиму и практическому игнорированию насущных потребностей населения. «Отложим желания до победы!» — таким был глав­ный лозунг правящих кругов вплоть до сер. 1940-х гг. Поражение, оккупация, принятие новой Конституции перевели внутреннюю политику на совершенно иные основы. В преамбуле Конституции было записано: «Государственная власть основывается на непоколе­бимом доверии народа, её авторитет исходит от наро­да, её полномочия осуществляются представителями народа, а благами её пользуется народ». Внутренняя политика Я. в настоящее время подчинена целям: 1) укрепления политической стабильности на базе строгого соблюдения прав и обязанностей граждан, перечисленных в Конституции, 2) мирного экономи­ческого развития путём гибкого сочетания свободы предпринимательского поведения с направляющим административным и финансовым вмешательством государства в деятельность частного сектора, 3) со­вершенствования системы социального обеспечения, предназначенной для предоставления гражданам ми­нимальных жизненных стандартов, защиты их от не­которых экономических рисков и состоящей из четы­рёх компонентов (общественное вспомоществование, социальное страхование, обслуживание инвалидов, престарелых и детей в неблагополучных семьях, под­держание общественного здоровья).

Точно такую же метаморфозу претерпела после 2-й мировой войны внешняя политика Я. Начиная с реставрации Мэйдзи и до сер. 1940-х гг. внешняя по­литика страны в значительной степени выполняла функции дипломатического прикрытия мер по рас­ширению японской колониальной империи, будь то война с Китаем (1894—95), война с Россией (1904— 05), вторжение в Маньчжурию (1931) и создание марионеточного государства Маньчжоу-Го (1932), выход из Лиги Наций (1933), война с Китаем (1937), война с Соединёнными Штатами и союзни­ками (1941). Послевоенная внешняя политика Я. формировалась в обстановке краха экспансионист­ских установок, подъёма антимилитаристских наст­роений, конституционного оформления отказа госу­дарства от войны как средства разрешения между­народных конфликтов. Внешнеполитический курс страны нацелен на обеспечение её национальной бе­зопасности, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятной атмосферы для вы­хода японских компаний на мировые рынки. Эконо­мические средства достижения этих целей преобла-дают. Среди политических средств выделяется ак­тивная работа в ООН (Я. входит во все её специали­зированные организации). Несмотря на периодиче­ские трения в японо-американских отношениях, со­юз с США, держащих над Я. ядерный «зонтик», ос­таётся краеугольным камнем её внешней политики. В отношениях с КНР, характер которых во многом определяется комплексом японской вины за эксцес­сы императорской армии в прошлом, Я. в первую очередь интересуют возможности обширного рынка. Отношения с РФ при досадно малых масштабах экономического сотрудничества остаются прохлад­ными ввиду нерешённости проблемы территориаль­ного размежевания (спор вокруг принадлежности островов Южно-Курильской гряды).

Вооружённые силы Я., именуемые Силами само­обороны и комплектующиеся на добровольной (кон­трактной) основе, имеют трёхвидовую структуру: Су­хопутные войска, Военно-морские и Военно-воздуш­ные силы. Штатная численность личного состава Су­хопутных войск 160 тыс. чел. (с учётом боевого резер­ва, 2002). В боевом составе 5 полевых армий, 13 диви­зий (12 пехотных, 1 танковая) и 14 бригад. На воору­жении 1100 танков, 710 бронетранспортёров, 820 ору­дий полевой артиллерии, 430 самолётов и вертолётов. Дальнобойных разведывательно-ударных, разведыва­тельно-огневых комплексов, оперативно-тактических и крылатых ракет на вооружении Сухопутных войск нет. Занимающие основное место в оборонительной системе страны Военно-морские силы имеют в штате 45 тыс. чел. На вооружении 147 боевых кораблей (об­щее водоизмещение — 336 тыс. т.), в т.ч. — 55 эскад­ренных миноносцев, 16 подводных лодок, 34 минных тральщика, 300 вспомогательных судов, 205 противо­лодочных патрульных самолётов и вертолётов. На во­оружении Военно-морских сил нет кораблей с атом­ными силовыми установками, а также авианосцев, крейсеров и больших десантных кораблей. Военно-воздушные силы, в штате которых состоят 47 тыс. чел., имеют на вооружении 510 самолётов, включая 302 истребителя-перехватчика, 55 истребителей непо­средственной авиационной поддержки и 87 учебно-тренировочных самолётов. Кроме того, в Военно-воз­душные силы организационно входят 6 групп зенит­ных управляемых ракет (24 батареи со 144 пусковыми установками). Бомбардировочной авиации и тяжё­лых военно-транспортных самолётов в составе Воен­но-воздушных сил нет. Военная доктрина Я. имеет чётко выраженную оборонительную направленность. Военные расходы не превышают 1% объёма ВВП.

Я. имеет дипломатические отношения с РФ (ус­тановлены с СССР в 1925, прерваны в 1945 ввиду вступления СССР в войну с Я. и восстановлены в 1956).