Страны мира

Япония: Наука и культура

Японская система образования была решительно перестроена в 1947 под руководством американских оккупационных властей и внесла неоценимый вклад в экономические успехи страны, поставляя на рынок труда высокопроизводительную рабочую силу. Ре­форма значительно ослабила государственный кон­троль над образовательным процессом, санкциониро­вала создание автономных частных школ, перевела составление учебников в компетенцию издательств (хотя разрешение Министерства просвещения на до­пуск учебников к использованию по-прежнему требу­ется), стимулировала развитие т. н. общинного обра­зования (по Закону 1949, оно определяется как «орга­низованные просвещенские мероприятия, включая спортивные и рекреационные, которые не предусмот­рены школьными программами»).

Нынешняя система образования включает началь­ные школы (6-летний курс), средние школы первой ступени (3-летний курс), средние школы второй сту­пени (3-летний курс), университеты (4-летний курс). Кроме того, имеются детские сады, технические кол­леджи (5-летний курс) для выпускников средних школ и школы для инвалидов. В дополнение к пере­численным учебным заведениям существуют вне формальной системы образования различные про­фессиональные училища. Образование до уровня средней школы первой ступени — обязательное. 95% начальных и средних школ первой ступени — государ­ственные. На частные учебные заведения приходится 24% средних школ второй ступени и 73% университе­тов. В 2002 в Я. было 14,4 тыс. детских садов (106,1 тыс. воспитателей, 1,8 млн воспитанников), 23,6 тыс. на­чальных школ (407,6 тыс. учителей, 7,4 млн учени­ков), 11,1 тыс. средних школ первой ступени (257,6 тыс. учителей, 4,1 млн учеников), 5,3 тыс. сред­них школ второй ступени (289,0 тыс. учителей, 4,2 млн учеников), 649 университетов (150,6 тыс. пре­подавателей, 2,7 млн студентов). 97,8% выпускников начальных школ продолжают учиться в средних шко­лах обеих ступеней и 40% выпускников последних идут в колледжи и университеты. Крупнейшие госу­дарственные университеты: Токийский, Киотоский, Осакский, Хоккайдский, Тохоку. Среди частных наи­более известны Нихон, Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи, Токай, Кансайский.

Научными разработками занимаются в Я. специа­лизированные научно-исследовательские учреждения, частные компании, а также университеты и другие высшие учебные заведения. По данным на 2002, такие разработки велись в 19,4 тыс. компаний (606,9 тыс. за­нятых НИОКР, из которых 436,2 тыс. научные работ­ники, 66,9 тыс. вспомогательный научный персонал и 62,0 тыс. технический персонал), в 1,3 тыс. научно-ис­следовательских учреждений (соответственно 107,5 тыс., 67,2 тыс., 7,9 тыс. и 10,1 тыс.) и в 2,9 тыс. высших учебных заведений (330,6 тыс., 281,4 тыс., 9,7 тыс. и 12,3 тыс.). В число специализированных научно-иссле­довательских учреждений входят ведомственные, му­ниципальные и частные, а также общественные корпо­рации. Ведомственные подчиняются министерствам и содержатся на госбюджетные средства. До 80% осуще­ствляемых НИОКР — фундаментальные и приклад­ные. Муниципальные научно-исследовательские уч­реждения (как правило, небольшого размера) поддер­живаются местными бюджетами и занимаются глав­ным образом прикладными (примерно 75%) и опытно-конструкторскими (примерно 35%) разработками. Среди частных научно-исследовательских учрежде­ний — бесприбыльные «мозговые тресты» и ассоциа­ции по стимулированию исследований. Они финанси­руются из собственных средств или из средств спонсо­ров, в роли которых чаще всего выступают фирмы. Об­щественные корпорации являются научно-исследова­тельскими учреждениями со статусом специальных юридических лиц. Они созданы на основе парламент­ских актов, финансируются из госбюджета и сосредо­точиваются в основном на опытно-конструкторских разработках. Большую научно-исследовательскую ра­боту ведут высшие учебные заведения, в структуре ко­торой 60—70% приходится на долю фундаментальных и 30—40% — на прикладные разработки. В 2002 в об­щих расходах на научные исследования (16,0 трлн иен) на долю компаний пришлось 10,6 трлн, научно-иссле­довательских учреждений — 2,2 трлн и высших учеб­ных заведений — 3,2 трлн иен. Объём расходов на НИ-ОКР по отношению к ВВП составлял 2,9%. Основные научные центры Я.: Цукуба, Номура, Мицубиси, Торэй, Токийский, Осакский и Нагойский университеты.

Я. — страна древней и непрерывно обновляющей­ся культуры, которая всегда впитывала зарубежные веяния, приспосабливая их к местной «картине» и не лишаясь собственной уникальности. Японская лите-

ратура, стартовав от летописей «Кодзики» и «Нихон сёки», неизменно испытывая сильнейшее китайское влияние, сравнительно быстро достигла высокой сте­пени утончённости и изысканности, о чём свидетель­ствуют жанр пятистишия танка, стихотворные сбор­ники «Манъёсю» и «Кокинсю», а также «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон. Феодальные войны 12 в. и ряда следую­щих веков породили жанр военной эпопеи, наилуч­шими представителями которого стали «Сказание о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». 16 и 17 вв. были временем расцвета литературы купечества, в произведениях которой отражалась жизнь городов эпохи развитого средневековья (например, «Пять женщин, предавшихся любви» С.Ихара). Тогда же жанр трёхстишия хайку увековечили своими шедев­рами Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса. В 18— 19 вв. получили развитие жанры дидактического, бы­тового и плутовского романа («История восьми псов» Такидзава Бакин, «Современная баня» Сикитэй Сам­ба, «Путешествие на своих двоих по Токайдоской до­роге» Дзиппэнся Икку). Проникновение в Я. евро­пейской литературы после реставрации Мэйдзи обо­значило начало процесса складывания новых типов и форм художественного видения. В поэзии различные оттенки романтизма прозвучали в стихах Т.Симадза-ки, Б.Дои и А.Ёсано. Стараниями писателей Б.Уэда, К.Нагаи, О.Мори и других Я. познакомилась с творче­ством западных символистов, традиции которых вос­приняли Х.Китахара и Р.Мики. В 1910—20-х гг. в японской прозе господствовал натурализм, выдающи­мися представителями которого были С.Футабатэй, Р.Токутоми, Д.Куникида, С.Нацумэ. Поэты-натура­листы (М.Сэнкэ, К.Одзаки, С.Сато) воспевали сози­дательную деятельность человека — истинного хозяи­на всех богатств земли. В эти же годы зародилось те­чение неосенсуализма. Его глашатаями стали Я.Кава-бата, Р.Ёкомицу, Х.Сато, воспевавшие простоту и ес­тественность человеческих отношений, слияние чело­века с природой. С глубоко психологичными романа­ми выступил тогда и Р.Акутагава. Реакция 1930-х гг. с их драконовской цензурой заставила замолчать мно­гих писателей и поэтов, а некоторая их часть соверши­ла т.н. поворот, скатившись до участия в шовинисти­ческой пропаганде. После войны японская литература вступила в период многогранного плюрализма. Рядом с «демократическим литературным движением», воз­главлявшимся левыми авторами (Ю.Миямото, С.То-кунага, С.Накано), возникла центристская «группа послевоенных» (Х.Нома, С.Ока, Р.Сиина), в творче-стве которых главное место заняла борьба против то­талитаризма и милитаризма, за основные права чело­века. Важные социальные проблемы подняли в своих романах и старые признанные мастера, и «молодая поросль» литераторов (Н.Сига, Дз.Танидзаки, М.Ибусэ, Д.Гомикава), протестовавшие против лю­бых видов насилия. Период «холодной войны» возбу­дил у части писателей и поэтов националистические настроения, которыми особенно прославился Ю.Ми-сима. Вместе с тем глубокий объективный анализ бо­лезней современного японского общества был осуще­ствлён в произведениях К.Абэ («Женщина в песках», «Чужое лицо»), Т.Кайко («Японская трехгрошовая опера», «Летняя тьма») и К.Оэ («Опоздавшая моло­дёжь», «Объяли меня воды до души моей»). К ним в 1990-е гг. присоединились такие авторы, как Р.Мура-ками, Х.Мураками, К.Накагами, Ю.Цусима. Я.Кава-бата в 1968 и К.Оэ в 1994 получили Нобелевскую пре­мию по литературе.

На протяжении веков огромное количество соци­альных, экономических, политических, культуроло­гических и экологических факторов воздействовало на развитие японского искусства. Умеренный климат и чётко различимые времена года обеспечили изоби­лие сезонных символов и мотивов (слива, вишня, клён, хризантема), которые снова и снова обыгрыва-ются в творчестве прославленных мэтров и безвест­ных, но безмерно талантливых мастеров. Любовь японцев к природе, с одной стороны, и высокая влаж­ность, частые землетрясения и тайфуны, с другой, на­шли выражение в использовании таких строитель­ных материалов, как лак, дерево, бамбук и бумага, т.е. легко заменяемых и дешевых, в традиционной архи­тектуре. В то же время всестороннее и сильнейшее влияние на японское искусство оказывали китайские художественные стили и различные сегменты китай­ской культуры, включая буддийское искусство. Пе­ред лицом этого влияния обнаружилась такая харак­терная черта японского искусства, как способность абсорбировать достижения континентальной циви­лизации и «сплавлять» их с собственными, создавая новую эстетическую систему. Вплоть до 2-й пол. 19 в.

японское искусство не оказывало заметного влияния на западную культуру. Но затем европейская творче­ская элита открыла для себя его красоту и воспылала к нему подлинной страстью. К примеру, японская ке­рамика и ксилография сыграли значительную роль в развитии европейской художественной эстетики и дизайна. Современные деятели японского искусства вносят всё более ощутимый вклад в прогресс искус­ства международного. Японские храмы, замки, музеи хранят стенную роспись, живописные изображения, свитки со священными буддийскими текстами и ил­люстрациями, скульптуры божеств — защитников ве­ры, многокрасочные гравюры, отпечатанные с дере­вянных досок, росписи на ширмах и раздвижных пе­регородках и т.д. Гигантами традиционного японско­го изобразительного искусства являются такие мас­тера, как члены семьи Кано (Эйтоку, Санраку, Танъю), Огата Корин, Ёса Бусон, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Кацусика Хоку-саи, Андо Хиросигэ. Современным наследникам этих непревзойдённых идолов, конечно, далеко до своих предшественников, но запоминающиеся работы раз­личных направлений (национальное, западное, в т.ч. реалистическое, сюрреалистическое, фовистское, экспрессионистское, абстракционистское) им всё же удалось создать. В этой связи достойны упоминания Ц.Фудзита, Х.Цудзи, К.Кавагути, Ф.Китаока, М.Уэ-но, Х.Фукуда, С.Асакура. Всемирное признание по­лучило японское прикладное искусство (керамика, изделия из фарфора, металла, лака, раскраска тканей, плетение из бамбука, аранжировка цветов, складыва­ние фигурок из бумаги). Уровня высокого искусства достигла чайная церемония. Я. — настоящая теат­ральная империя. Бок о бок с традиционными театра­ми Ноо, Кабуки и кукольным Бунраку действуют де­сятки драматических театров с современным репер­туаром, оперные и балетные труппы, труппы ревю. Неослабевающей популярностью в мире пользуется японское игровое, мультипликационное и докумен­тальное кино с плеядой талантливых режиссёров и актёров (А.Куросава, К.Синдо, Ё.Ёсида, Т.Мифунэ, Ю.Исихара, С.Хидари).