Страны мира

Южно-Африканская Республика: Экономика

ЮАР — самое развитое государство Африки, но по мировым стандартам — страна со средним уровнем дохода, ВВП 412 млрд долл. США, т.е. 9400 долл. на душу населения (2001). Рост ВВП в 2001 составил 2,8%, а в 2002 — 3%. Экономически активное населе­ние 17 млн чел. (2000, оценка). По официальным дан­ным, безработица составляет 26% (2001), а по неофи­циальным — 37%. Инфляция 5,8% (2001). Распределение ВВП по отраслям экономики (2001): сельское хозяйство 3%, промышленность 31%, услуги 66%. ВВП по занятости: сельское хозяйство 8%, промышленность 13,3%, услуги 78,7%.

Обрабатывающая промышленность — самый боль­шой производительный сектор национальной эконо­мики (18% ВВП). В 2000—02 стоимость её продукции возрастала в среднем на 3,7% в год. Самая крупная отрасль — чёрная металлургия. Пять комбинатов, са­мый крупный из которых в Салданья-Бей стоимостью 1,6 млрд долл. США и производительностью 1,2 млн т стали в год заработал на полную мощность в нач. 2003, принадлежат корпорации ИСКОР. В настоящее время она полностью приватизирована. Уйдя из ИСКОР, го­сударство не ушло полностью из чёрной металлургии, участвуя в новых смешанных предприятиях. В 2000 оно совместно со швейцарской фирмой начало строительст­во в Салданья-Бей прокатно-гальванического завода стоимостью 1,5 млрд долл. США. Южноафриканская сталь — одна из самых дешёвых в мире, но в 1999 ЮАР ввела антидемпинговые пошлины на прокат из РФ.

Другая важная отрасль обрабатывающей промыш­ленности, связанная с горнодобывающей, — производ­ство слитков золота и платины на аффинажных заво­дах. Цветная металлургия представлена заводами по производству чуть ли не всех цветных металлов — от меди, сурьмы, хрома до редкоземельных элементов. Ес­ли производство некоторых металлов, например меди, в 1990-е гг. снизилось до 100,5 тыс. т из-за перенасы­щенности мирового рынка, то выпуск других, в частно­сти алюминия, рос. Сейчас его производство составля­ет ок. 700 тыс. т при низкой себестоимости (продажная цена — 750 долл. за 1 т). В кон. 2002 было достигнуто в принципе соглашение о сооружении совместно с фран­цузской фирмой крупного алюминиевого завода стои­мостью 1,6 млрд долл. США. ЮАР принадлежит 1-е место в мире по производству феррохромовых сплавов (220 т, 2000). Мировое значение также имеют три пред­приятия по производству марганца.

Бо льшая часть металлов экспортируется, но растёт его потребление в стране в результате создания метал­лообрабатывающей, электротехнической, автомобиль­ной промышленности. Уже более 50% деталей, в т.ч. моторы, на японских и немецких автосборочных заво­дах делаются в ЮАР. В 2000 с конвейеров сошли 266 тыс. легковых и 130,6 тыс. грузовых автомобилей.

Крушение апартеида дало импульс для развития самой старой отрасли обрабатывающей промышлен­ности — производства продуктов питания и напитков, особенно фруктовых соков, вина (187 гкл, 2000) и пи­ва. В 2002 «САБ-Миллер» стала 2-й по величине пив­ной компанией мира благодаря экспансии в 11 стран Африки, Индию, США и другие страны, в т.ч. в РФ, где известна её марка пива «Золотая бочка».

На текстильную, швейную, обувную промышлен­ность в 2002 приходилось 7,9% всей стоимости продук­ции обрабатывающей промышленности. Швейная от­расль обеспечивает 90% внутреннего рынка и, кроме то­го, продукция идёт на экспорт. Однако обувная отрасль испытывает трудности из-за контрабанды обуви из Ки­тая и Юго-Восточной Азии, идущей через страны, вхо­дящие с ЮАР в таможенный союз, и через Мозамбик.

Следующей по значению стала химическая промы­шленность — относительно новая отрасль, если не счи­тать производство взрывчатки для горного дела. По за­нятости (135 тыс. чел.) она обогнала лёгкую промыш­ленность. Ассортимент продукции очень широк: удоб­рения, нефтепродукты, кислоты, краски, искусствен­ные волокна, резиновые изделия, пластмассы и т.д. В ЮАР изобретена технология и построены три завода по производству бензина из угля.

Из других отраслей обрабатывающей промышлен­ности следует отметить производство (2000, млн т): целлюлозы — 1,37, бумаги и картона — 2,02, цемента — 8,7, сахара — 1,15.

Горнодобывающая промышленность остаётся важ­ной отраслью, особенно как источник иностранной ва­люты, хотя её доля в ВВП сократилась к 2002 до 7,5%. 1-е место по стоимости продукции занимает золото. В 1970 его добыча была рекордной — более 1000 т, но с 1980-х гг. стала постоянно снижаться и в 2001 была ни­же 500 т (20% мировой добычи и 50% минерального экспорта ЮАР). Основная причина — падение миро­вой цены. В 1999 она опустилась до 252,9 долл. США за унцию, тогда как себестоимость золота в ЮАР — св. 300 долл. В результате закрылось большинство шахт. Рост цены после иракского кризиса стимулирует нара­щивание производства золота.

Благоприятная конъюнктура на мировом рынке способствует увеличению добычи платины и плати­ноидов (220 т в 2000), других металлов. В 2000 добы­ча руд составила (по содержанию металла, тыс. т): ни­келя — 38, цинка — 70, ванадия — 17, сурьмы — 6, ко­бальта — 0,3, концентрата свинца — 81. Добыча желез­ной руды — 33,1 млн т, медной руды (по содержанию металла) — 0,14, хромовой руды — 7,1, марганцевой руды — 3,2, серебряной руды — 0,15, угля — 225, ура­на — 1 млн т. Добыча алмазов — 10 млн каратов. До­бываются также многие другие минералы.

Сельское хозяйство — успешно развивающаяся от­расль экономики, но его доля в ВВП постоянно сни­жается. Под пахотные земли пригодно 12,13% терри­тории. Площадей под пастбища значительно больше, склоны гор и холмов используются под виноградники и лесопосадки. Из-за частых засух колебания урожая очень значительны, например для кукурузы от 2,9 до 13,6 млн т. Существуют два аграрных сектора: нату­ральный, в котором большая часть продукции по­требляется самими производителями, и товарный. Основная зерновая культура в обоих секторах — ку­куруза. В 2001 сбор зерновых составил (млн. т): куку­рузы — 8; пшеницы — 2,3; сорго — 0,2; ячменя — 0,1. Урожайность низка по международным стандартам. Сбор кукурузы с 1 га, например, составляет 38% от со­ответствующего показателя в США.

Наряду с зерновыми ЮАР обеспечивает себя всеми основными продуктами питания, и в значительном объ­ёме экспортирует сахар (тростниковый), овощи, фрукты и ягоды в очень широком ассортименте — от слив, яблок и клубники до бананов, авокадо, манго, цитрусовых. В 2001 урожай наиболее значительных культур составил (тыс. т): сахарного тростника — 22 000, картофеля — 1681, винограда — 1332, апельсинов — 1086, семян под­солнечника — 677, арахиса — 204, табака — 30, яблок — 561, помидоров — 489, ананасов — 137, хлопка — 32.

В животноводстве показатели последних лет ста­бильны как по поголовью скота, так и по объёму продук­ции. Основной экспортный товар — овечья и козья (мо­хер) шерсть. В 2001 поголовье (млн): крупный рогатый скот — 13,5, овцы — 28,8, козы — 6,8, свиньи — 1,6, ку­ры — 62. В последние годы развивается страусоводство.

Рыболовство — быстро растущая отрасль, вылов ры­бы достиг в 2000 600 тыс. т. Кроме того, вылавливаются и искусственно разводятся морские ракообразные и моллюски. Объем вылова рыбы во внутренних водоёмах незначителен, но в реках добываются для кожевенной промышленности крокодилы (26 926, 1999).

В ЮАР создана густая транспортная сеть. Все железные и почти все автодороги принадлежат госу­дарству. Протяжённость магистральных железных дорог 20 384 км, а с учётом подъездных путей к про­мышленным объектам — 31 400 км (2000). 9900 км до­рог электрифицировано. В течение двух последних десятилетий инвестиции в развитие железнодорож­ного транспорта направлялись в основном на расши­рение железнодорожных терминалов в портах — со­оружение складов, подъездных путей к ним. В 1999 впервые за 15 лет правительство приняло решение о строительстве новой железнодорожной линии. Еже­годный объём перевозок — ок. 2 млрд пассажиро-км и ок.110 млрд ткм. Длина автодорог — более 500 тыс. км, из них 20,3% с твёрдым покрытием (2001). На ав­тотранспорт приходится 80% всех грузовых перево­зок в стране. Количество автомобилей — 1,5 млн шт.

Речного судоходства нет, но морской транспорт иг­рает важнейшую роль во внешней торговле. Семь круп­ных портов — Дурбан, Кейптаун, Ист-Лондон, Ричардс-Бей, Порт-Элизабет, Салданья-Бей и Моссел-Бей — ос­нащены новейшим оборудованием, специализированы на определённых грузах (контейнеры, уголь, руда) и яв­ляются одними из самых рентабельных в мире. Грузо­оборот в 2002 составил 110 млн т. Торговый флот вклю­чает 197 судов с общим водоизмещением 381,9 т (2001).

Гражданская авиация обслуживает 546 городов ЮАР. Имеется 143 аэропорта с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос. Основные авиаперевозки осуществляются государственной компанией «Саут Африкен эйруэйс» (САА), которая находится сейчас в стадии приватизации. Кроме неё действуют ещё 3 круп­ные («Комэйр», СА «Экспресс» и СА «Эйрлинк») и 16 мелких местных авиакомпаний. Воздушный транспорт связывает ЮАР со странами Африки, Европы, Азии, Америки и Австралии. Ежегодно перевозится 7 млн пассажиров и 2 млрд ткм грузов.

В стране три крупных трубопровода: 931 км (сы­рая нефть), 1748 км (нефтепродукты), 322 км (газ).

Линии связи — самые современные. Связь с внешним миром осуществляется по двум подводным кабелям и через три спутника «Интерсолт». Междугородние теле­фонные переговоры обеспечиваются кабельной сетью и через спутники. Число стационарных телефонов — бо­лее 5 млн, мобильных — 7,06 млн (2001). Разработан и начал осуществляться проект расширения телефонной сети с подключением 12 млн новых телефонов стоимос­тью 6 млрд рандов. В стране более 350 радиостанций и более 550 телевизионных станций, 145 из которых рет­ранслируют другие телестанции. Число радиоприёмни­ков — 17 млн (2001), телевизоров — 6 млн (2000). Число пользующихся Интернетом 3,068 млн (2002).

20 электростанций, работающих на угле, одна атомная и несколько небольших ГЭС принадлежат государственной компании «ЭСКОМ». Их общая мощность — 39 154 МВт. ЮАР — центр единой энер­госистемы юга Африки, от Замбии до Намибии; она поставляет энергию в соседние страны и, в свою оче­редь, получает её из Мозамбика и Замбии. Осуществ­ляется проект переброски воды с гор Лесото в ЮАР стоимостью 3,77 млрд долл. США, включающий водо­вод с пропускной способностью 77 м3 в секунду и кас­кад ГЭС. Окончание строительства в 2017, но первая очередь проекта уже осуществлена.

Торговляобеспечивает занятость значительной части населения. В 2001 из 10,8 млн рабочих мест на торговлю и рестораны приходилось 2,4 млн. В действительности в торговле занято ещё не менее 2 млн чел. Это — уличные торговцы, они не платят налоги и поэтому учитываются статистикой как безработные.

Туризм — быстро развивающаяся отрасль. В 2000 страну посетили 6 млн туристов (в это число не вклю­чены иностранцы, прибывшие на работу).

Экономическая и социальная политика правитель­ства очень тесно связаны. Усилия в экономике на­правлены на достижение ежегодного 5%-го роста, как минимум, что позволило бы направить часть прирос­та ВВП на борьбу с бедностью. Ниже уровня беднос­ти находится 50% населения (2000). Это в основном африканцы, доходы которых в целом в несколько раз (а в сельской местности на порядок) ниже, чем у бе­лых. Их надежды на скорое улучшение своего поло­жения после свержения власти белых расистов не оп­равдались, и, чтобы избежать социального взрыва, правительство вынуждено направлять значительные бюджетные средства не в производственную, а в со­циальную сферу, на борьбу с нищетой африканцев. Осуществляются программы электрификации, водо­снабжения африканских районов, строительства до­мов для бедняков. Социальная составляющая прави­тельственной политики направлена на стабилизацию положения в стране, но в то же время она является тормозом экономического роста. Восемь лет демо­кратической ЮАР показали, что она не может до­стичь 5%-го роста за счёт внутренних накоплений. Нужны иностранные инвестиции, однако надежды на их приток после апартеида не оправдались. Один из аспектов экономических реформ, проводимых прави­тельством, — создание благоприятных условий для иностранного капитала, однако крупных частных ин­вестиций в ближайшие годы ЮАР, скорее всего, не получит, ибо внешний капитал рассматривает её как страну с высоким потенциалом социально-политиче­ской дестабилизации из-за пропасти между уровня­ми жизни белых и чёрных. Что же касается финанси­рования со стороны других государств и междуна­родных организаций, то ЮАР не получила ни одного крупного кредита от Всемирного банка. МВФ заяв­ляет, что готов содействовать развитию ЮАР, но Претория отказывается от предлагаемых кредитов, считая условия их предоставления неприемлемыми. Среди рекомендаций МВФ — приватизация, прекра­щение государственной помощи нерентабельным предприятиям, сокращение государственных расхо­дов. Парадокс в том, что, отвергая условия МВФ, правительство следует им в своей политике. Прива­тизация проводится, хотя и медленно, первая правительственная программа развития была заменена на вторую, в которой исчезли амбициозные цифры по­мощи бедным, хотя власти не отказались от принци­пов своей социальной политики. Однако реформы в направлении либерализации экономики, особенно приватизация, ведут к потере рабочих мест в госсек­торе и вызывают сопротивление профсоюзов и ком­партии — основных политических союзников правя­щей партии АНК. Правительство вынуждено прини­мать это во внимание, тем более что противники ре­форм подкрепляют свою позицию забастовками. До­стижением внутренней политики является хотя и медленный, но стабильный рост экономики, некото­рое улучшение социальной инфраструктуры в афри­канских районах.

Южноафриканский резервный банк (ЮАРБ) осуществляет эмиссию ранда, определяет его обмен­ный курс, кредитную политику, устанавливая раз­мер учётной ставки, выдаёт лицензии частным бан­кам, контролирует внешнеторговые операции. В по­следние годы сняты некоторые ограничения на вы­воз валюты, а золотопромышленники, которые были обязаны сдавать добытое золото в ЮАРБ, получили право самостоятельного выхода на внешний рынок. Коммерческие операции осуществляют частные бан­ки, в т.ч. иностранные. ЮАР объединена с Намиби­ей, Лесото и Свазилендом общим валютным согла­шением в т.н. зону ранда. Это означает необходи­мость согласованных действий центробанков этих стран, но на практике общая финансовая политика определяется в Претории.

Государственный бюджет (2002/03, млрд долл. США): доходы 22,6, расходы (включая бюджет капи­таловложений) 24,7. Налоги обеспечивают 75% бюд­жетных поступлений. Для борьбы с бедностью уже несколько лет действует «временный» налог на до­ходы физических и юридических лиц, если они пре­вышают 50 тыс. рандов в год. В то же время с 2000 снижен налог на прибыль компаний с 40 до 35%, но увеличен налог на дивиденды с 15 до 25%. Особенно­стью госбюджета является то, что 46% его расходов составляют трансферты в провинции для использо­вания на социальные нужды. Второй по величине статьёй расходов в бюджете 2001/02 было обслужи­вание государственного долга (20,2%). В бюджете 2002/03 она снизилась до 15,7%. Последние годы бю­джетный дефицит планируется в размере 2,1% ВВП, но исполнение бюджета показывало 1,4—1,5%. Внешний государственный долг — 25,5 млрд долл. США (2001).

Уровень жизни в ЮАР выше, чем в большинстве аф­риканских стран, но национальный доход распределя­ется крайне неравномерно. С 1993 не публикуются данные о его распределении по расовым группам, но по-прежнему доходы большинства белых в несколько раз больше, чем у подавляющего числа африканцев. В 2000 50% населения находилось ниже черты бедности. Это прежде всего сельские жители и безработные в го­родах. Положение других слоёв городских жителей в последние годы улучшилось. Заработная плата в го­сударственном и частном секторах индексируется в со­ответствии с инфляцией, а индекс стоимости жизни в 2000—02 не превышал её, составляя 5—6% в год. Уста­новлен минимум заработной платы для разных отрас­лей. В горнодобывающей промышленности он состав­ляет для работающих на поверхности 200 долл. в ме­сяц. Кроме того, профсоюз горняков добился увеличе­ния заработной платы низкооплачиваемых рабочих на 25%. Многие профсоюзы и предприниматели заключи­ли договоры об увязке уровня заработной платы с по­вышением производительности предприятия. Отмена законов апартеида о недопущении африканцев к ква­лифицированному труду открыла для них возмож­ность заниматься частным бизнесом и таким образом повысить свой жизненный уровень. Уже сейчас афри­канцы вытеснили белых из службы такси и в бизнесе появились африканцы-миллионеры. Политика афри­канизации не только изменила расовый состав госу­дарственного аппарата, произошли изменения в адми­нистрации крупных частных компаний. Об улучшении жизни работающего населения свидетельствует увели­чение продаж товаров длительного пользования и рост депозитов в банках (в 2000—01 на 20% в год). Банков­ские депозиты превышают массу денег на руках у насе­ления в 11 раз. Можно говорить о появлении африкан­ского «среднего класса».

Зависимость экономики ЮАР от внешней торговли очень значительна. В 2001 ЮАР имела положительный торговый баланс. Экспорт составил 32,3 млрд долл. США, а импорт — 28,1 млрд. Основные статьи экспор­та: золото, алмазы, платина, другие минералы, машины и оборудование, продовольствие и напитки. Основные статьи импорта: транспортные средства, машины, нефть, химические товары, продовольствие. Главные торговые партнёры: ЕС, США, Япония, Голландия, Са­удовская Аравия. ЮАР — член Южноафриканского та­моженного союза, в который входят также Ботсвана, Намибия, Лесото и Свазиленд. Платёжный баланс ЮАР сводится в последние годы с положительным сальдо (2,16 млрд долл., 2001).