Страны мира

Южно-Африканская Республика: Государственное устройство и политическая система

ЮАР — парламентская республика. Действует Конституция 1997. В административном отношении ЮАР делится на 9 провинций (Восточный Кейп, Цен­тральный Кейп, Западный Кейп, Гаутенг, Свободное государство, Квазулу-Наталь, Лимпопо, Мпумаланга, Северо-Запад). Крупные города: Претория, Йоханнес­бург, Кейптаун, Дурбан.

Глава государства — президент, избираемый Наци­ональным собранием сроком на 5 лет. Высший орган законодательной власти — парламент, включающий

Национальное собрание и Национальный совет про­винций. Национальное собрание состоит из 400 депу­татов, избираемых по принципу пропорционального представительства. Каждый провинциальный зако­нодательный орган назначает 6 депутатов и предла­гает Национальному собранию кандидатуры для из­брания ещё 4 депутатов в Национальный совет про­винций (НСП). Таким образом, в НСП входят 90 де­путатов (по 10 от каждой провинции). Парламент избирается на 5 лет.

Законодательные органы провинций избираются населением. Законодательный орган избирает пре­мьер-министра провинции, который формирует пра­вительство.

Высший орган исполнительной власти — прави­тельство, возглавляемое президентом. Глава государ­ства и правительства — президент Т. Мбеки. Спикер Национального собрания — Т. Макветла.

Выдающийся государственный деятель — Нельсон Мандела, посвятивший жизнь борьбе против расизма в Южной Африке, 1-й президент демократической ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира.

Имеется ок. 20 партий, 13 представлены в парла­менте. Наиболее влиятельные: Африканский нацио­нальный конгресс, Демократическая партия, Партия свободы Инката, Новая национальная партия, Объе­диненное демократическое движение.

Ведущие организации деловых кругов: Фондовая биржа Йоханнесбурга, Южноафриканская деловая палата, Независимый трест развития, Южноафрикан­ский фонд.

Общественные организации: Конгресс южноафри­канских профсоюзов (COSATU), Газетная ассоциация Южной Африки; независимые от правительства СМИ.

Внутренняя политика направлена на сохранение со­циальной и политической стабильности. Особое внима­ние уделяется борьбе с преступностью, принявшей опас­ные размеры. Последние статистические данные свиде­тельствуют о снижении криминальной напряжённости в стране. Ещё одна проблема правительства — растущая коррупция. В отношении некоторых аспектов внутрен­ней политики (например, приватизации) возникли тре­ния между правительством и главными политическими союзниками АНК — компартией и профсоюзами. Самой трудной проблемой для ЮАР остаётся ликвидация чре­ватой социальным взрывом пропасти между уровнем жизни белых и африканцев. Существенного изменения ситуации правительство пока не добилось, хотя какие-то сдвиги в этом направлении налицо, например рост африканского «среднего класса».

Внешняя политика направлена на развитие друже­ственных отношений со всеми странами, но прежде всего с соседними государствами и Африки в целом. Между ЮАР и РФ установились хорошие отношения, уходящие корнями в давние связи СССР с освободи­тельным движением. Мандела и Мбеки нанесли офи­циальные визиты в Москву. ЮАР добилась улучшения отношений со странами Запада, прежде всего c США и Великобританией, хотя определённое раздражение правящих кругов США вызывают дружественные свя­зи ЮАР с такими странами, как Куба и Ливия. Благо­даря Манделе возрос международный авторитет ЮАР. За последние годы Мандела и Мбеки избирались пред­седателями таких организаций, как Движение непри­соединения, Содружество, Африканский Союз. ЮАР стала местом проведения крупных международных конференций, в том числе на уровне глав государств.

В Африке ЮАР поддерживала процесс демократи­зации и соблюдение прав человека. В 1995 Мандела осудил казнь девяти оппозиционеров в Нигерии, а в 1998 войска ЮАР вошли в Лесото для восстановления конституционного порядка после военного переворо­та. ЮАР выступила в роли миротворца в гражданской войне в Демократической Республике Конго. Прези­дент Мбеки был одним из немногих африканских ли­деров, критиковавших, правда, в довольно мягкой форме, захват ферм белых в Зимбабве; он голосовал за исключение Зимбабве на год из Содружества, но вы­ступил против введения международных санкций.

Вооружённые силы включают Сухопутные силы (42 500 чел.), ВМС (5200), ВВС (9600) и медицин­скую службу (5300). Всего в 2000 служило 63 400 чел. Расходы на оборону (2001) — 1,79 млрд долл. США (1,6% ВВП).

Дипломатические отношения между ЮАР и РФ установлены в 1992.