икона Библия изложенная для семейного чтения Библия изложенная для семейного чтения Крещение Иисуса Христа Искушение злым духом

Домашняя | Галерея | икона | 1079

икона Библия изложенная для семейного чтения Библия изложенная для семейного чтения Крещение Иисуса Христа Искушение злым духом

«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3, 14–17)

«Немедленно после того Дух ведет Его (Иисуса) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк. 1, 12–13)

По крещении Своем Иисус, руководимый Духом Святым, проникается мыслью о приуготовлении Себя постом и молитвой в полном уединении к предстоящему Ему подвигу самоотверженного служения людям. И вот Он удаляется в бесплодную пустыню, где могли жить только звери да укрываться разбойники. В лишении всего отрадного, здесь место лишь естественному стремлению бежать отсюда, прекратить борьбу с жестокими невзгодами суровой пустыни, как бы отверженной от мира со всеми его утешениями.

И вот дух тьмы, ослепленный гордостью своей, пытается искусить Господа, проследив за крайним напряжением сил человеческого естества в Богочеловеке, понял, когда Он, «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (см. Втор. 8, 3)».

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (см. Пс. 90, 11, 12). Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (см. Втор. 6, 16).

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (см. Втор. 6, 13). Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». (Мф. 4, 2–11)

«Словом Божиим отражает Христос все три искушения: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”, — возражает Он на первое из них и указывает тем искусителю, что не нужно творить чуда превращения камней в хлеба, что можно удовлетворить голод, кроме хлеба, другими предметами по указанию, или слову, или действию Божию. Это ближайший, непосредственный смысл изречения. Но, без сомнения, в этом изречении содержится указание на духовную пищу, которой питается верующий человек, когда он как бы забывает на время о пище телесной, как бы не чувствует нужды в ней; эта духовная пища есть слово Божие, Божественное учение, Божественные заповеди и повеления, исполнение которых составляет духовную пищу, более нужную для души, чем пища телесная. “Всякое слово Божие к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его” (Евфимий Зигабен). “Может Бог и словом питать алчущего” (свт. Иоанн Златоуст). Итак, смысл ответа Христова таков: нужда в хлебе для Меня теперь не такова, чтобы заставить Меня совершить чудо. Жизнь зависит от воли Божией. Бог может поддержать ее не хлебом только, но всем, на что Он укажет как на пищу. И притом слово Божие, Его заповеди и повеления, совершить которые должен человек, — такая духовная пища, при которой забывается голод телесный, и человек, питаясь этим словом как пищею, не чувствует как бы нужды в пище телесной.

Сущность второго искушения со стороны злого духа: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”, — состоит в том, чтобы возбудить в Иисусе желание вынудить, так сказать, чудо со стороны Бога, причем обнаружились бы в Нем тщеславие, самонадеяние и духовная гордость. Если Ты Сын Божий, как бы говорит диавол, то Бог для Тебя все сделает, сотворит чудо по одному Твоему желанию.

“Не искушай Господа Бога твоего”, — возражает ему Христос. Смысл этого ответа таков: не должно требовать от Бога чуда по своему произволению. Правда, Бог помогает боящимся Его, обещает им чудеса, но только для освобождения их от опасности, а не по всякому их желанию. Таким образом, искуситель, извративший смысл Писания, был отражен его же текстом в другом месте, правильно истолковывающим и смысл указанного искусителем изречения.

Открывая пред взорами Христа все царства мира и славу их, продолжает диавол искушать Его, говоря: “Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”.

Это еще более дерзкое, чем два первых, искушение Господь опять отражает словами Писания, но предварительно всемогущим словом Своим повелевает искусителю прекратить свои искушения: “Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”.

Сущность и сила этого последнего искушения состоит в том, что Христу предлагается вместо чрезвычайного дела для искупления человечества путем крестной смерти и основания чрез то всемирного духовного и вечного царства — внешняя царская власть над миром, то есть это искушение есть отклонение Христа от всего великого дела Его служения роду человеческому в качестве Мессии — Искупителя.

“Тогда оставляет Его диавол… Пока продолжалась брань, Христос не допускает являться Ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и Ангелы” (свт. Иоанн Златоуст)»

Теги: икона, библия, изложенная, для, семейного, чтения, библия, изложенная, для, семейного, чтения, крещение, иисуса, христа, искушение, злым, духом