икона От небес приял еси Божественную благодать И З оставил мало произведений содержащих автобиографические сведения Среди них трактат О священстве в котором И З неоднократно говорит о

Домашняя | Галерея | икона | 2270

икона  От небес приял еси Божественную благодать И З оставил мало произведений содержащих автобиографические сведения Среди них трактат О священстве в котором И З неоднократно говорит о

[греч. ???????? ? ???????????] (сер. IV в., Антиохия (ныне Антакья, Турция) - 14.09. 407, Команы Понтийские (около совр. сел. Гюменек близ г. Токат, Турция)), свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (26 февр. 398 - 20 июня 404), отец и учитель Церкви.

Традиционно жизнь И. З. делится исследователями и агиографами на 3 периода: антиохийский (до кон. 397), к-польский (кон. 397 - 20 июня 404) и пребывание в изгнании (с 20 июня 404 до смерти).

И. З. оставил мало произведений, содержащих автобиографические сведения. Среди них - трактат «О священстве», в котором И. З. неоднократно говорит о матери и об антиохийском периоде своей жизни. Письма И. З., в основном относящиеся ко времени его 2-й ссылки, являются единственным источником сведений о 3-м периоде его жизни. Особый интерес представляет письмо И. З. Иннокентию I, еп. Римскому. Главными источниками жизнеописания святителя служат труды древнецерковных историков Сократа Схоластика (

Житие И. З. (точнее, погребальное Слово - oratio funebris), дошедшее под именем Мартирия, еп. Антиохийского, и озаглавленное «Речь о жизни Иоанна Златоуста», было обнаружено в рукописи XIV в. (Marc. gr. VII 34) и издано в 1784 г. Дж. Л. Мингарелли (

Отдельную группу представляют поздние агиографические источники. Первым агиографом И. З. считается Георгий I, патриарх Александрийский (изд.:

По заказу имп. Константина VII Багрянородного было написано Житие И. З. Никитой Философом (BHG, N 876k; текст Жития не изд., содержится в ркп.: Thessal. Vlatadon. 4. Fol. 77-155). За основу было взято Житие И. З. Георгия Александрийского, дополненное формулировкой закона, к к-рому святитель обращался в поисках справедливости (Ibid. Fol. 126va). Житие И. З., составленное Симеоном Метафрастом (BHG, N 875; изд.: Vita et conversatio s. p. n. Joannis archiepiscopi Constantinopolitani // PG. 114. Col. 1045-1209),- более позднее и компилятивное (содержит выдержки из сочинений еп. Палладия, Никиты Философа, из письма И. З. еп. Иннокентию, и др.). Вероятно, оно базируется на несохранившемся Житии X в., как и др. Житие, дошедшее только в 1 рукописи (Ath. Vatop. 73. Fol. 1-29v) с утраченным началом (BHG, N 874h; изд.:

Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд.:

К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд.:

Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в., а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью.

Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского, к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия (

Изгнания И. З. вызвали появление псевдоэпиграфических текстов, к-рые способствовали либо оправданию И. З., либо его осуждению, или были написаны в целях пропаганды - в интересах церковных партий, имп. двора или отдельных людей. Нек-рые произведения были надписаны именем И. З., в частности гомилии, в к-рых имп. Евдоксия сравнивалась с Иезавелью или с Иродиадой, якобы послужившие поводом для враждебного отношения императрицы к И. З. Из 13 текстов, опубликованных Б. Монфоконом в издании творений И. З. (

Год рождения И. З. с точностью неизвестен. Исследователи предлагают разные датировки: между 344 и 354 гг. (

Родители И. З. были христианами. Отец - Секунд, возможно рим. происхождения, скорее всего служил чиновником при дуке Сирии (??????????? ??????, dux Syriae) в Антиохии (а не занимал пост главнокомандующего войсками, размещенными в Сирии, как нередко трактуется). Вопрос о положении и роде деятельности Секунда остается не до конца ясным: большинство источников (Сократ, Созомен, Феодор Тримифунтский, Никифор Каллист, Симеон Метафраст и др.) не указывают, кем был Секунд; нек-рые источники (еп. Палладий, патр. Георгий Александрийский) говорят о его знатном происхождении. Он умер, когда И. З. был ребенком. Тетка И. З.- Сабиниана (судя по лат. имени, скорее всего по отцовской линии). Мать - Анфуса, гречанка по происхождению, осталась вдовой в 20-летнем возрасте и посвятила себя воспитанию сына и его старшей сестры, имя к-рой до нас не дошло.

Наряду с христ. воспитанием И. З. получил хорошее светское образование, изучил греч. лит-ру, историю, поэтику, географию, геометрию и др. науки. Особенно преуспел в риторике, по всей видимости, под рук. ритора Ливания. Обучение И. З. у Ливания не является доказанным фактом - по имени последний назван только у Сократа (

С 367 по 372 г. И. З. учился в аскитирии у Диодора (впосл. еп. Тарсийский), к-рый преподавал Свящ. Писание и экзегетику. Аскитирий представлял собой школу, программа которой совмещала получение знаний, гл. обр. в области экзегезы Свящ. Писания, с духовно-аскетической практикой. Товарищами И. З. по учебе - светской, а затем христианской - были Феодор (впосл. еп. Мопсуестийский) и Максим (впосл. еп. Селевкии Исаврийской). Сократ сообщает о дружбе И. З. с диак. Василием, упоминая, что впосл. тот стал епископом Кесарии Каппадокийской (

В 367 г. И. З. познакомился со свт. Мелетием, еп. Антиохийским, принял от него крещение (вероятно, в 369) и был возведен в чтецы (371 или 372), скорее всего еп. Зиноном Тирским (но возможно, свт. Мелетием). В 372 г., вероятно после смерти матери, И. З. вступил на путь иноческой жизни; 4 года он провел на горе Сильпий (рядом с Антиохией), населенной в то время монахами; его наставником стал сир. монах. Уход И. З. из Антиохии совпал с отправлением свт. Мелетия в ссылку в 371 - нач. 372 г. (и отчасти, по-видимому, был этим вызван). Намерение начать отшельническую жизнь возникло у И. З. раньше, однако он был вынужден отложить его по настоянию матери (

В кон. 380 или в янв. 381 г. И. З. был рукоположен во диакона свт. Мелетием (перед тем как тот отбыл в К-поль на Вселенский II Собор). В период диаконского служения И. З. еще не проповедовал в храме (как он говорит в «Слове по рукоположении во пресвитера» - Sermo cum presbyter fuit ordinatus // PG. 48. Col. 694), однако написал неск. трактатов. Преемник свт. Мелетия на Антиохийской кафедре еп. Флавиан I рукоположил И. З. во пресвитера незадолго до Великого поста (февр. 386). И. З. продолжал служить в Большом храме Антиохии и постепенно приобрел великую славу и всенародную любовь как проповедник. За время 12-летнего служения пресвитером он написал и произнес многочисленные гомилии, в т. ч. экзегетические. В февр. 387 г., перед началом Великого поста, в Антиохии произошли народные возмущения из-за высоких налогов. Были сброшены статуи имп. св. Феодосия I Великого и членов его семьи, к-рые проволокли по улицам и разбили. Зачинщики были схвачены и заключены под стражу; в город для разбирательства прибыли имп. сановники - Кесарий и Эллебих. Еп. Флавиан отправился в К-поль, чтобы попытаться умилостивить императора. Незадолго перед тем имп. св. Феодосий сурово наказал за подобный мятеж жителей Фессалоники (было убито неск. тыс. чел.). И. З. и Ливаний остались в Антиохии; их речи (с разных позиций расценивающие происходящее) являются важными источниками сведений по истории этого мятежа. И. З. на протяжении Великого поста произнес 21 гомилию «О статуях, к народу антиохийскому». В них он соединил великопостную проповедь на тему покаяния и внутреннего совершенствования с информированием населения о том, как развивается дело о статуях. Эти гомилии успокоили антиохийцев, к-рые затем, в т. ч. благодаря ходатайству еп. Флавиана Антиохийского (см.:

I. Переезд в К-поль и поставление на епископскую кафедру. После смерти К-польского еп. Нектария (27 сент. 397) возникли затруднения с подбором кандидатуры на освободившуюся кафедру. По словам еп. Палладия, «тогда сбежались нежелательные люди, стремящиеся к предстоятельству: какие-то мужи, не являющиеся мужами; пресвитеры лишь по достоинству священническому, но недостойные священства; одни - обивающие пороги претории, другие - дающие взятки, третьи - ползающие на коленях перед народом» (

Однако препозит Евтропий, имевший большое влияние при к-польском дворе, предложил в качестве кандидата И. З., что было одобрено императором. И. З. был в стороне от политических интриг, имел хорошую репутацию вслед. добродетельной и аскетической жизни, был знаменит как оратор, выступил миротворцем во время мятежа с крушением статуй. Остается неясным, имели ли место выборы И. З. на столичную кафедру. Сократ и Созомен свидетельствуют, что И. З. был избран всенародно: «По истечении небольшого времени, по всеобщему единодушному голосованию, то есть и клириков и мирян (????????? ????? ???? ?????? ?????? ?? ??? ?? ????), император Аркадий послал за ним» (

II. Начало епископского служения. Источники содержат мало сведений об отношениях И. З. и имп. Аркадия. Император был пассивной фигурой на протяжении всего правления (395-408), реальная же власть была вначале в руках префекта претория Востока Руфина, затем - Евтропия, а после его казни - имп. Евдоксии. Будучи прямолинейным и откровенным с имп. четой, И. З. неоднократно «советовал подобающее императору и императрице» (

Кульминацией стала попытка Евтропия отменить право убежища (ius asyli), унаследованное христ. храмами от языческих. Евнух, желая наказать нек-рых укрывшихся в храме людей, провел закон, лишающий церкви этой привилегии и упраздняющий неприкосновенность уже находящихся там беглецов. Однако в июле 399 г. он сам, впав в немилость у имп. Аркадия, попытался воспользоваться правом убежища в ц. Св. Софии (

Конфликт И. З. с Евтропием стал предвестником серьезного противостояния епископа и светской власти. 9 янв. 400 г. имп. Евдоксия была провозглашена августой и в связи с казнью Евтропия и слабостью имп. Аркадия сделалась фактически единовластной правительницей империи. Когда И. З. стал во главе К-польской Церкви, имп. Евдоксия очень тепло относилась к нему и всячески помогала, напр. оказывала финансовую и материальную поддержку Церкви (в частности, подарила серебряные подсвечники в форме креста). Вести о щедрых пожертвованиях имп. Евдоксии на богоугодные дела распространились за пределы К-поля. В Житии свт. Порфирия Газского встречаются указания на благотворительные поступки императрицы: она выделила средства на постройку храма и странноприимного дома в Газе, а также драгоценные сосуды (

В 400 г. предводитель готов Гайна, объединившись с полководцем Трибигильдом, двинулся на К-поль. Гайна расположил свою армию в Халкидоне и потребовал, чтобы император лично явился к нему для переговоров, а также чтобы ему были выданы префект претория Аврелиан, комит Иоанн и ген. Сатурнин, воевавший с вестготами при имп. св. Феодосии I. На встрече с имп. Аркадием Гайна выдвинул жесткие требования, среди к-рых значилась полная свобода действий относительно выданных лиц. Брат Аврелиана, новый префект претория Кесарий, опасаясь потерять должность, советовал Гайне казнить всех троих. И. З., собиравшемуся отправиться по церковным делам в Эфес, пришло имп. предписание отложить поездку и попытаться договориться с Гайной, чтобы тот оставил пленников в живых. Переправившись через Боспор Фракийский, И. З. в результате длительных переговоров сумел убедить Гайну: пленники были лишь отправлены в ссылку. В кон. апр. 400 г. Гайна со своей армией вошел в К-поль и расквартировался там. Будучи арианином, он был вынужден посещать храм за городскими стенами (ариане потеряли право служить в городских храмах при имп. св. Феодосии I), что считал унизительным для себя. Присутствие в К-поле множества готов и др. ариан побудило Гайну потребовать выделить арианам храм в городе. Имп. Аркадий не возражал против этого и обратился к И. З. за одобрением. Но епископ был категорически против и потребовал встречи с Гайной, к-рому объявил от лица императора решительный отказ. В качестве компромиссного решения И. З. организовал в одном из правосл. храмов К-поля богослужение на гот. языке. В сер. июля Гайна решил вывести из К-поля в Евдом и переформировать там основную часть войска. В К-поле тем временем началась резня готов; отведенная им «церковь была сожжена и варваров было убито великое множество» (

В ответ на приобретавшие все больший размах арианские ночные богослужения И. З. ввел в обиход ночные процессии, обычно связанные с чествованием мощей того или иного святого (

Одним из первых дел И. З. в качестве епископа стала проверка финансов К-польской Церкви. Многие статьи расходов показались ему необоснованными, и он их урезал. Прежде всего сокращению подверглись расходы на содержание епископского дворца. Офиц. помпезные приемы, изысканный стол, роскошное размещение приезжающих епископов были отменены. Средства были перенаправлены И. З. на странноприимный дом при епископском дворце. Затем по распоряжению И. З. была открыта еще большая богадельня с 2 пресвитерами во главе и с полным штатом врачей, поваров и др. Это вызвало непонимание со стороны как высшего духовенства, так и светских властей: отказываясь от признанных дипломатических норм, И. З. тем самым нарушал традиц. обычаи гостеприимства и подрывал авторитет столичной Церкви. Особенно показательна история с еп. Акакием Веррийским. В 402 г. он приехал в К-поль и встретил крайне скромный прием (недостаточно хорошая гостиница) и простое угощение. Рассердившись, он пообещал при нек-рых клириках И. З. «устроить ему пиршество». С тех пор еп. Акакий стал ярым противником К-польского епископа и объединился с его главными врагами (

И. З. провел ряд изменений в столичном клире. В частности, он низложил 2 диаконов, 1-й из которых оказался повинен в убийстве, 2-й - в прелюбодеянии (

III. Поездка в Асию. В 400 г. (1-я пол.? - еп. Палладий датирует событие 13-м индиктом (1 сент. 399 - 31 авг. 400)) в К-поль на поместный Собор (??????? ?????????) прибыл еп. Валентинополя Евсевий с жалобой на еп. Антонина Эфесского. Евсевий настоял, чтобы его жалобе дали ход, хотя И. З. намеревался сначала примирить асийских епископов при помощи еп. Павла Ираклийского, состоявшего в дружбе с еп. Антонином. Однако Евсевий остался непреклонным и добился расследования. Было выдвинуто 7 обвинений: еп. Антонин переплавил серебряные священные предметы и вырученные средства передал сыну; взяв мрамор из баптистерия, использовал его для отделки собственной бани; в своей столовой установил колонны, принадлежавшие Церкви; покрывал слугу, к-рый совершил убийство; продав земли, завещанные Церкви матерью имп. Юлиана Отступника Василиной, присвоил деньги; вновь сошелся с оставленной женой, к-рая родила от него ребенка (или неск. детей); продавал епископские хиротонии (

Нерешенной остается проблема датировки этой поездки. В гомилии «О возвращении» И. З. говорит, что отсутствовал более 100 дней и сожалеет, что не успел отпраздновать Пасху в К-поле, т. к. вернулся вскоре после нее (

Морем И. З. добрался до г. Апамея, где его ждали епископы Павел Кратейский (Флавиопольский), Кирин Халкидонский и Палладий Еленопольский; оттуда по суше все направились в Эфес. На Собор прибыли 66 архиереев и 6 обвиняемых в симонии епископов. Собор лишил их священного сана, сохранив за ними привилегию быть освобожденными от куриальных обязанностей, связанных с немалыми материальными тратами. Им разрешалось участвовать в богослужениях. Затем были рукоположены 6 новых епископов, а епископом Эфесским избран предложенный И. З. диакон К-польской Церкви Ираклид. О том, сколько было низложено епископов, сведения источников расходятся: Сократ говорит о «многих епископах» (

Из Эфеса в К-поль И. З. отправился по суше в Никомидию, где низложил еп. Геронтия Никомидийского. Геронтий, бывш. диакон свт. Амвросия Медиоланского, был наказан свт. Амвросием, однако, не желая с этим мириться, перебрался на Восток и стал епископом. Свт. Амвросий написал письмо протеста предшественнику И. З. еп. Нектарию, расценивая случившееся как недопустимое вмешательство в дела Медиоланской епархии. Однако еп. Нектарий не предпринял никаких действий. Сместив еп. Геронтия, И. З., несмотря на многочисленные народные протесты - никомидийцы очень любили своего епископа,- поставил на его место бывш. наставника имп. Евдоксии Пансофия, чем, вероятно, весьма угодил императрице (см. подробнее:

IV. Конфликт с еп. Северианом Габальским. В 398/9 г. в К-поль из Сирии приехал для произнесения проповедей Габальский еп. Севериан, к-рый сыграл значительную роль в жизни И. З. Он сумел войти в доверие к имп. Аркадию и особенно к имп. Евдоксии и снискать дружественное расположение И. З. В отличие от И. З. еп. Севериан не обличал в гомилиях императрицу и сановников, его отношение было более терпимым и дипломатичным.

Через нек-рое время после приезда еп. Севериана И. З. отлучился в Эфес и на неск. месяцев поручил еп. Севериану произносить вместо себя проповеди в храме - такую версию приводит свт. Фотий: «…уезжая в Эфес, великий Иоанн поручил ему учить в церкви вместо себя; таким образом Севериан стал известен и царю, и всем [прочим]» (

Во время пребывания И. З. в диоцезе Аcия между архидиак. Серапионом и еп. Северианом произошла крупная ссора. Круг обязанностей Серапиона был весьма широк - от секретарских поручений до помощи И. З. по дому в его епископской резиденции. Согласно практике того времени, архидиаконы были правой рукой архиерея и на них лежала ответственность за адм. управление епархией. Фактически они были наделены большей властью, чем пресвитеры. Кроме того, Серапион осуществлял надзор за духовенством (

Скорее всего через 2-3 недели после Пасхи 401 или 402 г. И. З. вернулся из поездки по Асии, вслед за чем последовало разбирательство конфликта между Северианом и Серапионом на созванном Соборе (Ibidem). Архидиакон под присягой дал показания, что не заметил проходящего Севериана, и принес ему извинения. Но Севериан требовал «отлучить Серапиона не только от диаконских обязанностей, но и от самой Церкви» (Ibidem). «Узнав это, Иоанн рассердился» (Ibidem). В результате Собор оправдал Серапиона, поверив в отсутствие злого умысла, и И. З. лично просил еп. Севериана принять оправдания своего архидиакона, как поступили др. епископы. Более того, И. З. «к удовлетворению Севериана, наложил на Серапиона прещение, на неделю лишив его звания диакона» (Ibidem). Однако еп. Севериан по-прежнему добивался, чтобы Серапион был не просто временно отстранен от диаконства, но окончательно извержен из сана и отлучен от церковного общения. Тогда И. З., «сильно рассердившись на это», встал и произнес перед собором епископов речь о том, что назначенного Серапиону наказания уже достаточно. Собор осудил еп. Севериана за упрямство и несговорчивость. И. З. решил отстранить еп. Севериана от дальнейшего участия в Соборе и предписал ему вернуться домой в Габалу, мотивируя это заботой об оставленной кафедре: «Не подобает, Севериан, чтобы на столько времени вверенная тебе область оставалась без попечения и без епископа. Поэтому поспеши к своим церквам, и да не останется в небрежении та благодать, что в тебе» (Ibidem). Это требование было выдвинуто летом или осенью, т. е. через 1 или неск. месяцев по возвращении И. З. из Аcии (RegPatr, N 24). Еп. Севериан подчинился и покинул К-поль. Возможно, он был выдворен из города насильно, т. к. проследить за его отъездом И. З. поручил неким «деканам» (???????) - скорее всего так назывались секретари или служащие, выполнявшие адм. работу в К-польской епархии (

Имп. Евдоксия, высказав И. З. упрек, послала за еп. Северианом, чтобы его вернули в столицу. К тому времени епископ добрался лишь до Халкидона, где остановился у местного еп. Кирина. По возвращении в К-поль еп. Севериан вновь поселился в епископском дворце - возможно, чтобы еще раз бросить вызов И. З. (

По возвращении еп. Севериана в К-поль его разлад с И. З. стал известен широким слоям населения, что грозило перейти в народные волнения, поэтому было необходимо публичное примирение епископов. Через неск. дней в ц. Св. Софии при большом стечении народа и, вероятно, в присутствии имп. четы И. З. после богослужения произнес примирительную речь (De recipiendo Severiano; CPG, N 4395). На следующий день то же самое сделал еп. Севериан (De pace; CPG, N 4214). Обе проповеди сохранились в лат. переводе (PG. 52. Col. 423-426, 425-428), а в кон. XIX в. был найден и издан греч. оригинал гомилии еп. Севериана. Произнесенные иерархами речи не повлияли на потепление отношений между ними. Искренние слова примирения так и не были произнесены - их заменили пышные фразы, изобилующие примерами и цитатами из Свящ. Писания. Но если в речи еп. Севериана читаются тонкие и остроумные аллюзии на имп. чету, к-рой воздается хвала за посредничество в деле примирения, то стиль И. З. довольно сдержанный: святитель не выходит за рамки риторических условностей и ни одним словом не упоминает о миротворческой роли имп. Евдоксии. Поведение И. З. в истории конфликта еп. Севериана с архидиак. Серапионом стало переломным моментом в цепи событий, закончившихся низложением И. З.

V. Конфликт с еп. Феофилом Александрийским. Пресв. Исидор из Египта, к-рого еп. Феофил Александрийский ранее прочил на К-польскую кафедру, получил - как ведающий странноприимными заведениями - от некой вдовы 1 тыс. золотых монет на покупку одежды для бедных жительниц Александрии, но не уведомил об этом еп. Феофила, опасаясь, что тот потратит деньги на очередной строительный проект - его «помешательство на камнях» (?????????) было общеизвестно. Однако это не укрылось от еп. Феофила, и он затаил на пресв. Исидора злобу (

Проскитавшись неск. месяцев, монахи, к-рых осталось ок. 50 чел. (в их числе и опальный Исидор), прибыли в К-поль просить заступничества у И. З. Святитель проявил осторожность и разместил монахов в приюте при ц. св. Анастасии, поручив заботу о них женщинам, по всей видимости диакониссам. И. З. не принял пришедших в евхаристическое общение до разбора дела и, не желая враждовать с еп. Феофилом, написал ему дружественное письмо, в котором называл себя его сыном и братом и просил принять нитрийских монахов в церковное общение (Ibid. P. 152-154). Еп. Феофил не внял увещеваниям и послал союзников с клеветническими письмами, чтобы выступить против И. З. Прежде всего еп. Феофил обратился к свт. Епифанию Кипрскому (с кем до того находился в размолвке), рассказав ему об изгнании нитрийских монахов, якобы повинных в оригенизме, призвал его созвать на Кипре Собор епископов и осудить учение Оригена. Свт. Епифаний, известный и почитаемый всеми борец с ересями, так и поступил, после чего отправил письмо И. З. с предложением созвать аналогичный Собор в К-поле. И. З. не считал это достойным внимания (

Еп. Феофил был вынужден подчиниться имп. приказу, но при этом тщательно продумал стратегию действий. Прежде всего он послал в Антиохию 4 сирийцев, поручив им разузнать подробности жизни И. З., к-рые могли бы его скомпрометировать. Однако ничего найти не удалось. Он намеренно максимально затянул отъезд и часть пути проделал по суше. Выиграв время, еп. Феофил сумел настроить мн. епископов против И. З. Перед отъездом из Египта еп. Феофил списался с противниками И. З., находившимися в К-поле: епископами Северианом Габальским, вставшим на его сторону Антиохом Птолемаидским и Акакием Веррийским, а также с лидером к-польских монахов Исааком и заручился их поддержкой. Затем еп. Феофил вновь обратился к свт. Епифанию Кипрскому, сообщив ему, что И. З. принял в евхаристическое общение оригенистов - Длинных братьев, т. е., очевидно, разделяет их ересь. Это побудило свт. Епифания прибыть в К-поль (весна 403). Остановившись в Евдоме, он отслужил литургию в ц. Иоанна Крестителя и рукоположил диакона, на что канонически не имел права. Когда И. З. сообщили о приезде свт. Епифания, он послал к нему делегацию с приглашением разместиться в епископском дворце как личному гостю. Свт. Епифаний ответил отказом, остановился в частном доме и отверг всякое общение с И. З., пока тот не вышлет из К-поля Длинных братьев и не подпишет акты Кипрского Собора. Когда свт. Епифаний собрался в ц. св. Апостолов публично провозгласить анафематствование Оригену и ему сочувствующим, И. З. пресек эту инициативу, послав ему через архидиак. Серапиона письмо, где перечислял все допущенные им нарушения и предупреждал о возможных беспорядках в К-поле, которые тот может спровоцировать. Свт. Епифания приняла почитавшая его имп. Евдоксия, но она тоже жестко отклонила призыв порвать отношения с Длинными братьями. Тогда свт. Епифаний встретился с нитрийскими монахами и из беседы с ними пришел к выводу, что они не являются еретиками, а были оклеветаны (

VI. Первый конфликт с имп. Евдоксией. Вначале И. З. благосклонно отзывался о благочестии имп. Евдоксии (см.:

Датировать инцидент с виноградником крайне затруднительно. В Житии свт. Порфирия Газского, написанном Марком Диаконом, говорится, что это случилось незадолго до рождения имп. Феодосия II (10 апр. 401), но хронологическая точность этого Жития далека от действительности. Др. указаний на дату в источниках нет. Предположение о том, что событие произошло летом 401 г. (

После отплытия из К-поля свт. Епифания Кипрского И. З. узнал, что тот был «вооружен против него» имп. Евдоксией. Тогда И. З., который был «горяч нравом и за словом в карман не лез», произнес проповедь против женщин вообще, но она была истолкована народом как выпад против императрицы (

VII. Собор «при Дубе». Более чем через год после имп. указа еп. Феофилу явиться в К-поль он наконец добрался до столицы (авг. 403), остановившись в Халкидоне у еп. Кирина, к-рый сопровождал И. З. в поездке по Асии, однако затем встал на сторону еп. Феофила и выступал против И. З. С собой еп. Феофил взял 29 егип. епископов, к к-рым затем примкнули еще 7 (см.:

В это же время И. З. в триклинии епископского дворца с верными ему епископами (среди к-рых был еп. Палладий Еленопольский) обсуждал сложившуюся ситуацию. И. З. повелел епископам не прерывать общения с александрийцами и их сторонниками, чтобы не вызвать раскол в Церкви, однако акты Собора не подписывать, т. к. он не находит веской причины для своего низложения (

От имени Собора к И. З. прибыли епископы Диоскор и Павел, недавно поставленные в Ливии, с офиц. письмом, вызывающим И. З. на судебное рассмотрение. Вместе с И. З. Собор потребовал присутствия пресвитеров Серапиона (бывш. архидиакона И. З. и буд. епископа Ираклийского) и Тигрия (оба впосл. были низложены, подвергнуты пыткам и сосланы соответственно в Египет и Месопотамию), а также чтеца Павла. Епископы, пребывавшие с И. З., отправили Собору послание с делегацией в составе епископов Димитрия Пессинунтского, Лупикия и Евлисия и пресвитеров Германа и Севира (нек-рые к И. З. не вернулись; известно, что вернулся еп. Димитрий - Ibidem). Они призывали еп. Феофила не производить раскола в Церкви, снять обвинения с И. З. и вообще не судить епископов в чужой епархии, ссылаясь на постановление Никейского Собора и на письмо еп. Феофила И. З по поводу нитрийских монахов. В противном случае епископы угрожали выставить 70 обвинений против еп. Феофила. И. З. также отправил Собору послание, в к-ром выдвинул 2 требования: Собор должен проходить в К-поле и из судей следует удалить его врагов - епископов Феофила, Севериана, Антиоха и Акакия. Последние могут присутствовать на Соборе только в качестве обвинителей, тогда И. З. будет готов держать ответ не только перед Собором «при Дубе», но и перед Вселенским Собором.

В тот же день к И. З. прибыл нотарий с приказом под стражей отвести святителя на Собор, что не было исполнено. Следом за нотарием пришли пресвитеры из клира И. З., перешедшие на сторону еп. Феофила: монахи Исаакий (бывший с И. З. во вражде) и Евгений (ставший после ссылки И. З. епископом Ираклийским вместо смещенного Серапиона). Они еще раз передали И. З. требование явиться на Собор. И. З. отвечал через своих епископов в резкой форме: «По какой процедуре вы производите суд, даже не удалив моих врагов, да еще и вызывая меня через моих собственных клириков?» Этот ответ возмутил противников И. З., и они избили одного из епископов, сторонников И. З., на другом разорвали одежду, а на шею третьему надели оковы, приготовленные для буд. ссылки И. З. (

Всего было проведено 13 заседаний Собора: 12 - по делу И. З., 1 - по делу рукоположенного И. З. во время поездки по Асии еп. Ираклида Эфесского (и, возможно, по делу еп. Палладия Еленопольского). Формально обвинения против И. З. принадлежали 2 лицам: диакону И. З. Иоанну (29 обвинений) и мон. Исаакию (17 обвинений). Из 46 пунктов на Соборе было рассмотрено лишь 8 (1-4, 9 и 27-й из 29; 2-й и 8-й из 17). И. З. обвинялся в избиении и оскорблении клириков, в продаже драгоценных предметов, в рукоположении пресвитеров и диаконов вне алтаря, в единоличном и вопреки мнению клира совершении хиротонии и др. преступлениях. Большинство обвинений представляли собой подтасовку фактов, их неверную интерпретацию или клевету.

Окончательное решение Собора «при Дубе» о низложении И. З. стало известно в К-поле к вечеру и произвело большое смятение в народе. Всю ночь народ стерег церковь, где находился И. З., чтобы его не увезли насильно, и требовал созыва большего Собора для разбора дела. Имп. Аркадий, получив соборные акты, принял решение о ссылке И. З., и тот, опасаясь народного мятежа (по Сократу) или новых обвинений в неподчинении императору и подстрекательстве народа к бунту (по Созомену), через 3 дня после объявления приговора, ок. полудня, когда народ рассеялся, тайно покинул церковь (

VIII. Первая ссылка и возвращение в К-поль. После отъезда И. З. еп. Севериан Габальский, проповедуя в церкви в К-поле, говорил: «Если даже не обвинять Иоанна ни в чем ином, то для того, чтобы приговорить его к низложению, достаточно уже его хвастливого нрава; ибо все грехи прощаются людям, высокомерным же Бог противится, как учит Божественное Писание» (ap.

Возвратившись, И. З. остановился в загородном дворце имп. Евдоксии близ Анапла, не желая вступать в К-поль прежде, нежели будет оправдан на большем Соборе, чем тот, что его осудил. Но вслед. народных волнений И. З. был вынужден въехать в К-поль, где был встречен ликующими толпами людей с зажженными светильниками, проводивших его до храма и заставивших произнести проповедь, в к-рой он говорил похвальные слова народному долготерпению, а также упомянул об имп. благорасположении к нему (

Еп. Феофил не желал отступать: он решил расследовать в отсутствие в К-поле Ираклида Эфесского его незаконное рукоположение во епископа. Сторонники И. З. были против расследования такого дела заочно, в результате между александрийцами и константинопольцами произошло крупное столкновение, во время к-рого нек-рые были убиты и мн. ранены. Испугавшись возможных последствий, еп. Севериан и антииоанновская коалиция спешно покинули К-поль. Еп. Феофил с мон. Исаакием, несмотря на несудоходный сезон (была зима), отплыли в Александрию (

IX. Второй конфликт с имп. Евдоксией и низложение И. З. В нояб. 403 г., при префекте К-поля Симплиции, к югу от ц. Св. Софии перед зданием Сената была установлена серебряная статуя имп. Евдоксии. По этому поводу были устроены народные игры и театральные представления, что вызвало недовольство И. З.; он произнес проповедь, в которой порицал учредивших игры. Имп. Евдоксия приняла обличения на свой счет и решила созвать новый Собор против святителя.

По инициативе имп. Евдоксии в К-поль прибыли епископы Леонтий Анкирский, Акакий Веррийский, Аммоний Лаодикийский, Брисон Филиппийский и др. К ним присоединились нек-рые прежние обвинители И. З., находившиеся в К-поле. На Рождество Христово 403 г. император не пришел в храм, объявив служившему И. З., что вступит с ним в общение не раньше, чем он оправдается перед Собором. И. З. был готов держать ответ, однако епископы не находили серьезных обвинений (

События, происшедшие на Пасху 404 г., трактуются источниками по-разному. И. З., будучи отстранен имп. указом от служения, пребывал в своем епископском дворце. В храме же, по-видимому, собрались на пасхальную ночную службу преданные И. З. епископы, священники и миряне, в т. ч. оглашенные - для того чтобы, по обычаю, принять крещение. Созомен говорит, что крещение уже совершалось в храме, когда внезапно отряд воинов ворвался в церковь и силой выгнал всех. На следующий день они собрались в Констанциевых банях (

Запрещенный в служении, И. З. пребывал безотлучно в епископском дворце ок. 2 месяцев (с Пасхи до его отъезда из К-поля) (

На 55-й день после Пасхи епископы Акакий, Севериан, Антиох и Кирин пришли к императору и убедили его, взяв всю ответственность на себя, издать распоряжение об окончательной ссылке И. З. Имп. Аркадий отправил к И. З. нотария Патрикия с указом покинуть К-польскую кафедру. И. З. считал себя незаконно и насильно изгоняемым, но согласился уехать из города тайно, чтобы народ не стал бунтовать и не произошло новых столкновений с войсками. Попрощавшись с епископами, диакониссами Олимпиадой, Пентадией и Проклой и вдовой Небридия Сильванией, И. З. вышел из вост. дверей ц. Св. Софии, а у западных (где был портал храма) приказал выставить ослиную упряжь, которой обычно пользовался, для отвлечения народа. Двери храма были предусмотрительно заперты, и т. о. удалось задержать на нек-рое время собравшихся там людей. Когда находившиеся на улицах узнали о высылке И. З., часть из них быстро направилась в порт, надеясь удержать своего епископа, а часть бросилась в бегство, испугавшись возможного гнева императора. Но И. З. успел взойти на небольшой корабль; он переправился в Вифинию, откуда продолжил путь к месту ссылки, назначенному имп. Аркадием,- г. Кукус в пров. Армения Вторая (ныне Гёксун, Турция) (

Когда И. З. тайно покинул ц. Св. Софии и направился к морю, в храме неожиданно произошло возгорание (20 июня 404). Огонь быстро охватил всю церковь и перекинулся на соседнее здание Сената. Сократ и Зосим утверждают, что виновниками пожара были сторонники И. З., к-рые т. о. пытались воспрепятствовать интронизации нового К-польского епископа. Зосим указывает, что храм был подожжен ночью, однако это расходится со сведениями др. историков. Созомен пишет, что обе стороны взаимно обвиняли друг друга в поджоге (

2 окт. (по Сократу, 30 сент.) 404 г. в К-поле выпал необыкновенно крупный град, а через 4 дня после этого в родах скончалась имп. Евдоксия. Оба события осмыслялись современниками как наказание за низложение И. З. (

Однако вскоре в Рим явился к-польский диак. Евсевий, к-рый сообщил еп. Иннокентию подробности, указав на неканоничность и безосновательность осуждения И. З. Спустя 3 дня в Рим прибыла делегация из К-поля, которая представила еп. Иннокентию 3 послания: от имени 40 епископов из партии И. З., от И. З. и от к-польского клира. Во всех посланиях содержалась просьба к Римскому епископу вмешаться в конфликт и встать на сторону И. З. (

На этот раз еп. Иннокентий отправил послания обеим сторонам, известив их, что сохраняет общение и с И. З. и с еп. Феофилом, осуждение И. З. считает процессуально незаконным и предлагает пересмотреть дело на специально созванном Соборе зап. и вост. епископов, где сохранялась бы непредвзятость (

Приблизительно одновременно с Петром и Мартирием в Рим прибыл пресв. Феотекн с посланием 25 епископов от партии И. З., в котором они извещали еп. Иннокентия об изгнании И. З. в Кукус и о последовавших беспорядках в К-поле, приведших к пожару. В ответном послании еп. Иннокентий призывал И. З. запастись терпением и полагаться на Бога, Который послал ему это испытание, чтобы проверить силу терпения. Еп. Иннокентий приводил примеры из Свящ. Писания, где святые претерпевали несправедливые гонения, и нисколько не сомневался в правоте И. З. (Ibidem; греч. версия:

Хотя следствие о поджоге ц. Св. Софии не сумело ничего доказать, в К-поле были ужесточены меры против иоаннитов. 29 авг. 404 г. был издан имп. рескрипт о прекращении следствия и об освобождении всех задержанных в связи с этим клириков. Однако дополнительный пункт рескрипта гласил, что все клирики и епископы, не принадлежавшие к офиц. К-польской Церкви под рук. свт. Арсакия, должны быть насильственно высланы из столицы (CTh. XVI 2. 37), поэтому преследования иоаннитов продолжались и в К-поле, и в провинциях. Многие бежали в Рим, среди них - еп. Кириак Синадский и Евлисий, еп. Апамеи Вифинской. Последний доставил еп. Иннокентию письмо 15 епископов - сторонников И. З., в к-ром описывались беззакония преследователей. По пути в Рим еп. Евлисий остановился в Фессалонике, где свт. Анисий Фессалоникийский передал ему для еп. Иннокентия послание, в к-ром выражал готовность придерживаться той линии по делу И. З., к-рую определят в Риме (

18 нояб. 404 г. в К-поле был издан имп. указ, запрещавший под страхом изгнания собрания православных вне храмов и требовавший от христиан общения с 3 вост. иерархами: Арсакием К-польским, Порфирием Антиохийским и Феофилом Александрийским (СTh. XVI 4. 6). 4 февр. последовал новый имп. указ о том, что низложенные епископы не имеют права возвращаться на свои кафедры - им предписывалось находиться вдали от них без права апелляции (CTh. XVI 2. 35). Данное постановление распространялось и на тех, кто лишились кафедры в связи с делом И. З.; вскоре оно было применено со всей строгостью, когда некоторые вост. епископы (в т. ч. еп. Палладий Еленопольский), присоединившись к легатам Римской Церкви, прибыли в К-поль. Кончина имп. Евдоксии не изменила отношения правительства имп. Аркадия к иоаннитам, но, напротив, усилила гонения, о чем свидетельствует наряду с др. имп. указами указ о смещении с поста префекта мягкого и симпатизировавшего И. З. Студия. Т. о., дело И. З. привело к церковному расколу и приобрело политическую окраску.

Ряд бежавших в Рим сторонников И. З. получили покровительство нек-рых влиятельных благочестивых женщин, принадлежавших к высшим сенаторским фамилиям города. Среди них были прп. Мелания Римляныня Старшая, ее внучка Мелания Младшая (оказавшая гостеприимство еп. Палладию:

Находясь в Риме, пресв. Герман получил от еп. Иннокентия задание отвезти послание Римского епископа в Африку свт. Аврелию, еп. Карфагенскому, и блж. Августину Аврелию, еп. Гиппонскому (

После Пасхи (2 апр. 405) в Риме состоялся Собор (см. Римские Соборы), который рекомендовал имп. Гонорию вновь обратиться к брату с предложением о созыве Собора вост. и зап. епископов в Фессалонике, кроме того, послать к имп. Аркадию в К-поль специальную делегацию. Имп. Гонорий во 2-м послании (по времени написания - 3-м, сохр. только по-гречески:

В кон. 405 г. еп. Иннокентий направил в К-поль к имп. Аркадию посольство, в к-рое вошли епископ г. Бриксия (ныне Брешиа) св. Гауденций, епископы Емилиан Беневентский и Китегий (кафедра неизвестна), а также рим. пресвитеры Валентин и Бонифаций (впосл. св. Бонифаций I, папа Римский). Они везли с собой соборное постановление и личные послания еп. Иннокентия, епископов Хромация Аквилейского и Венерия Медиоланского и имп. Гонория к имп. Аркадию (

И. З. написал неск. писем, посвященных этому посольству: одни адресованы зап. епископам и пресвитерам (

Весной 406 г. И. З., по всей видимости находясь в Арабиссе, отправил еп. Иннокентию новое письмо (см.:

X. Вторая ссылка и кончина И. З. Из Вифинии через Никомидию И. З. в сопровождении солдат прибыл в Никею, где задержался на нек-рое время, возможно ожидая распоряжения императора относительно окончательного места ссылки. Из Никеи И. З. написал 2 письма Олимпиаде. В 1-м (самом раннем из сохранившихся писем из ссылки - июнь 404) он сообщает, что благополучно перенес плавание, превосходно себя чувствует и свежий воздух пошел ему на пользу, что охраняющие его воины очень хорошо к нему относятся и предоставляют все необходимое, так что даже не нужны слуги (

В пути от Никеи до Кукуса И. З. провел 70 дней. В письме Брисону, написанном по прибытии в Кукус (Ep. 234 // PG. 52. Col. 739), И. З. жалуется на тяжести, выпавшие в дороге, на недостаток самого необходимого и на постоянную угрозу нападений исавров. Из др. писем известно, что условия содержания И. З. были не слишком суровы, хотя ему приходилось страдать от плохой воды (Ep. 120 // Ibid. Col. 674). Начальник конвоя Феодор относился к И. З. очень благожелательно: узнику было позволено передвигаться сидя на носилках (Ep. 14 // Ibid. Col. 615), писать письма. Кроме того, дорога пролегала через крупные города, где были общественные бани. В числе городов - 2 провинциальных центра: Анкира Галатийская и Кесария Каппадокийская. В Анкире И. З. встретил черствый прием и угрозы местного еп. Леонтия, к-рый был противником И. З. и одним из инициаторов его вторичного низложения (Idem // Ibid. Col. 613; ср.:

Тем не менее первые послания, написанные И. З. по прибытии в Кукус, исполнены облегчения и некоторой радости от окончания долгого перехода. И. З. просит к-польских друзей, в частности Пеания, не предпринимать попыток перевести его в др. место: тяготы нового пути пугали его гораздо больше, чем пребывание в Кукусе (Ep. 193 // Ibid. Col. 720). Однако И. З. писал Олимпиаде, что готов переменить место ссылки, если ему предоставят право выбора или предложат переехать ближе к столице, напр. в Никомидию или в Кизик (Ep. 13 //Ibid. Col. 611-612). Живя в Кукусе, И. З. неоднократно жаловался, что оказался на краю земли, в месте, лишенном всяких признаков цивилизации (Ep. 234-236 // Ibid. Col. 739-740), однако в целом место ссылки его устраивало: климат напоминал антиохийский, И. З. чувствовал себя гораздо лучше, чем в К-поле, и мог отдохнуть от трудов и волнений (Ep. 13, 14, 193). В Кукусе И. З. был гостеприимно принят пресв. Констанцием, антиохийцем по происхождению. Из Антиохии прибыла, чтобы почтить И. З., пожилая диаконисса Савиниана. Богатый житель Кукуса Диоскор предоставил И. З. свой дом, а сам переехал в загородное поместье. Правитель пров. Армения Вторая Сопатр оказался весьма расположенным к И. З. В письме еп. Кириаку И. З. просит последнего взять под свое покровительство сына Сопатра, обучавшегося в К-поле (Ep. 64 // Ibid. Col. 644).

Две зимы, проведенные в ссылке (404/05 и 405/06), оказались крайне суровыми. В 1-ю зиму И. З. постоянно болел, к весне его пищеварительная система была окончательно расстроена, и он мог принимать только самую легкую пищу (Ep. 4 // Ibid. Col. 593). В течение следующей зимы в результате частых набегов исаврийского племени, жившего в горах Тавр, были истреблены целые города (Ep. 61 // Ibid. Col. 642). Ввиду реальной угрозы Кукусу его жители стали уходить в безопасные места (Ep. 127 // Ibid. Col. 687), в т. ч. (также и И. З.) в город-крепость Арабисс, в 52 милях от Кукуса. Несмотря на угрозу голода из-за большого скопления народа, И. З. чувствовал себя в Арабиссе в большей безопасности (Ep. 69, 135 // Ibid. Col. 646, 693). Еп. Палладий приписывает переселение И. З. в Арабисс проискам недругов святителя, оставшихся в К-поле, к-рые приказали переправить И. З. в более суровую местность (

Во время пребывания в Арабиссе И. З. подружился с местным еп. Отреем. От него он получил нек-рые святыни, к-рые послал пресв. Констанцию, занимавшемуся миссионерской деятельностью среди сельских жителей в горах Ливана (Ep. 126 // Ibid. Col. 687). Сохранилась переписка И. З. с Констанцием, показывающая, какой интерес продолжал проявлять И. З. к миссионерству, даже находясь в изгнании. В 1-м из сохранившихся писем (Ep. 221 // Ibid. Col. 732-733; посланном, по-видимому, еще из Никеи) И. З. изъявляет желание быть в курсе деятельности Констанция на поприще распространения христианства и постройки церквей и призывает его продолжать начатое, несмотря на все трудности. И. З. послал Констанцию в помощь бывш. затворника, к-рого встретил в Никее. Как свидетельствуют дальнейшие письма (Ep. 21, 53-54, 123 // Ibid. Col. 624, 637-639, 676-678), И. З. помогал Констанцию и материально. В одном из последних писем (406) И. З. упоминает о том, что направляет к Констанцию пресв. Руфина для восстановления порядка, нарушенного из-за столкновений между христианами и язычниками, и посылает средства для скорейшего окончания строительства церквей. В др. посланиях И. З. призывает еп. Агапита оказать поддержку пресв. Елпидию, к-рый проповедовал Евангелие жителям горных областей в районе хребта Аман, на границе Сирии и Киликии (Ep. 175 // Ibid. Col. 711-712). И. З. приложил немало усилий для выкупа захваченных исаврами в плен людей и для возвращения их родным. На это пошла часть средств, к-рые он получал из К-поля (гл. обр. от Олимпиады). Эти средства также использовались на благотворительность - для помощи местным жителям.

Христ. миссионерство для И. З. было настолько важным, что он советовал Олимпиаде поддерживать отношения со свт. Маруфом, еп. Мартиропольским (осудившим И. З. на Соборе «при Дубе»), к-рый активно занимался распространением христианства в Иране (Ep. 14 // PG. 52. Col. 618). Др. миссионерское дело, начатое И. З. еще во время епископского служения в К-поле,- распространение христианства среди готов, обитавших на сев. побережье Понта Эвксинского и в Тавриде,- было продолжено в ссылке. В изгнании он поддерживал связь с гот. монахами, жившими в к-польском поместье Промота. В одном из писем И. З. благодарит их за то, что они сохранили к нему расположение и после его изгнания, а также просит позаботиться, чтобы его личность не стала причиной раздора и расколов в среде гот. христиан (Ep. 207 // Ibid. Col. 726-727). В письме Олимпиаде И. З. озабочен по поводу буд. преемника скончавшегося гот. еп. Унилы, сомневаясь, что будет выбран достойный епископ в условиях, сложившихся в К-польской Церкви после его изгнания (Ep. 14 // Ibid. Col. 618).

Сведения о последних днях И. З. содержатся гл. обр. в «Диалоге...» еп. Палладия (

2-ю пол. 406 и 1-ю пол. 407 г. И. З. находился скорее всего в Кукусе, вернувшись из Арабисса, хотя прямых свидетельств этого в источниках нет. В это время в К-поле было принято решение об изменении места ссылки - новым пунктом назначения указывался удаленный от всех центров цивилизации г. Питиунт (ныне Пицунда) на вост. берегу Понта Эвксинского, отстоящий от Кукуса более чем на 1 тыс. км. Нет оснований предполагать, что И. З. заранее знал о готовящемся переводе его в Питиунт, хотя возможность переноса ссылки в др. место он рассматривал еще в 404 г. (в письме Пеанию -

Неизвестно, когда именно имп. приказ о переведении И. З. в Питиунт был доставлен в Кукус или в Арабисс. Еп. Палладий говорит о 3-месячном пути, к-рый предстояло преодолеть И. З. (

Теги: икона, , от, небес, приял, еси, божественную, благодать, и, з, оставил, мало, произведений, содержащих, автобиографические, сведения, среди, них, трактат, о, священстве, в, котором, и, з, неоднократно, говорит, о