икона Словарь русских иконописцев САВИН НИКИФОР Чудо Федора Тирона о змие я пол в ГРМ см АВИН НИКИФОР ИСТОМИН я пол в Иллюстрации

Домашняя | Галерея | икона | 717

икона Словарь русских иконописцев САВИН НИКИФОР Чудо Федора Тирона о змие я пол в ГРМ см АВИН НИКИФОР ИСТОМИН я пол в Иллюстрации

2. Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Добрые плоды учения). Н.

3. Богоматерь на престоле, с архангелами и избранными святыми. Двухрядница. Ок.

На обороте клеймо дома Строгановых (Максима Яковлевича Строганова) и плохо читаемая надпись: “Писмо Никиф[ора] Сав[ина]” (

На обороте клеймо дома Строгановых и надпись под верхней шпонкой: “Писмо Никифорово” (Антонова, Мнева 1963. Т.

7. Богоматерь Печерская, с предстоящими Никитой воином и влкм. Анастасией. Н.

На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами надпись: “Писмо Никифорово” (выявлена в свете видимой люминесценции) и метка Строгановых (

На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами метка Строгановых и надпись (поздняя): “Писмо Никифорово” (

На обороте надписи: у Богоматери — “Писмо Проко[пия] Чирина” и клеймо дома Строгановых; у Иоанна такая же надпись и клеймо дома Строгановых; у Спаса следы утраченной надписи. Н.

Предположение об авторстве сделано авторами каталога выставки “Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея” на основании сходства стиля с подписными иконами Назария (

5. Богоматерь Владимирская, со створками. Около 1610 г. Собрание И.К.Рахманова. Современное местонахождение неизвестно. (Муратов 1914: илл. на с. 371).

6. Погребение Иоанна Богослова. Около 1600 г. Собрание Солдатенкова, затем собрание Рогожского кладбища. Современное местонахождение неизвестно. (Муратов 1914: илл. на с. 372). “Замечательный образ и по переводу и по письму” (Ровинский 1903)

Д.А.Ровинский называет много икон Никифора Савина, которые не дошли до нас. Среди них:

“В этой иконе лица Божией Матери и Спасителя совершенно светлые, с легкими тенями, оживкой и подрумянкой, которые стенены вместе мельчайшими точками, как самая превосходная миниатюра на кости. Губы тронуты слегка кармином. Риза Иисуса Христа — вохра с киноварью, разделана чертами накладным золотом. Риза Богородицы — багор, прописана твореным золотом. Свет крыт светлою празеленью. Деянье, состоящее из 12

В собрании Ерофея Афанасьева: “Федор Стратилат и Анна пророчица”, “Учение отцов церкви” и полки (створы) к “Богоматери Владимирской” с изображением праздников и святых. У Семена Кузьмича: “Происхождение честных древ”. У Е.Афанасьева: “Богоматерь Печерская” с предстоящими святыми: Иоанном Предтечею, Иоанном Златоустом, архангелами Михаилом и Гавриилом, Николой и Даниилом пророком, а также припадающими Антонием и Феодосием Печерскими. В собрании Стрелкова: “Федор Стратилат и муч. Евфимия”, “Деисус” из трех икон, плохого письма и едва ли не поддельной подписью. В Москве на Преображенском кладбище, в первой палате: деяния у “Богоматери Владимирской”.

В Петербурге в собрании Глотова: икона “Ярославские святые Федор, Давид и Константин, Василий и Константин”, писанная на древе от гроба князя Константина Ярославича. Там же: “Успение облачное”, “Покров”, “Неопалимая Купина”, “Похвала Богородицы”, “Праздники и избранные святые” очень мелкого письма. (Ровинский 1903).

В собрании С.П.Рябушинского находилась икона “Богоматерь Боголюбская” с надписью на обороте: “Писмо Никифорово”. 36 х 31,5 см. На иконе Богоматерь представлена  в молении Спасу в облаках. В левых руках Спаса и Богоматери свитки. К стопам Богоматери  припадают: Стефан, Герасим, Иона и Питирим. (Выставка древнерусского искуства 1913, № 103)

Теги: икона, словарь, русских, иконописцев, савин, никифор, чудо, федора, тирона, о, змие, я, пол, в, грм, см, авин, никифор, истомин, я, пол, в, иллюстрации