колокольня Кавельмахер В В Чернышев М Б Древний Ландсхут Собор св Мартина век Ил А Ландсхут Собор св Мартина век

Домашняя | Галерея | колокольня | 118

колокольня Кавельмахер В В Чернышев М Б Древний Ландсхут Собор св Мартина век Ил А Ландсхут Собор св Мартина век

Подготовка электронной версии материала произведена М.Б.Чернышевым и С.В. Заграевским в

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено С.В.Заграевским в

Исследование В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева посвящено всестороннему обзору архитектурной истории Борисоглебского собора в Старице (1558–1561 гг.) – одного из замечательных сооружений Московской Руси, не сохранившегося до наших времен и незаслуженно обойденного вниманием историков древнерусского зодчества.

В 1977–1979 годах авторы провели археологические разведки, позволившие открыть множество дотоле неизвестных страниц истории этого храма и его уникального керамического декора. Исследования отнесли Борисоглебский собор к той же группе зданий, принадлежащих замыслу одного зодчего, что и собор Покрова на Рву и Предтеченская церковь в Дьякове. Снимается проблема происхождения «старицко-дмитровской керамики», так как керамические композиции Успенского собора в Дмитрове имеют старицкое происхождение. Выясняется значительная роль в жизни Московского государства культурного центра, возникшего в Старицком удельном княжестве.

1. В общих чертах текст был составлен еще в 1978 году и с тех пор лежал почти без движения. После безвременной кончины В.В. Кавельмахера в 2004 г. работа продолжена вторым из авторов, и в нее включены как наши последующие разведки и исследования собора, так и результаты неоднократного обсуждения авторами отдельных проблем, а также ссылки на некоторые материалы последних лет других исследователей этого здания.

5. Крылов И.П. Старица и ее достопримечательности. Старица, 1915. Чертежи планов собора, сделанные перед его разборкой, скорее всего, были утрачены еще в

10. Материалы… с. 37. Писцовая книга городу Старице 7194 (1686) года. «Место церковное пустое» – это место разобранной в 1658 г. патриархом Никоном церкви Михаила Архангела, белокаменные блоки которой были вывезены в Ново-Иерусалимский монастырь. Отдельные камни этой старицкой церкви со следами фресковой живописи по штукатурке обнаружены в фундаментах скита Никона. (Горячева М.Ю. Отходная пустынь Патриарха Никона.// Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002, с. 27; с. 35, сноска 21).

16. Кавельмахер В.В., Панова Т.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура средневековой Москвы. XIV–XVII вв. М., 1995. С. 66-83.

18. Слова «точно» и «ровно» не следует понимать слишком буквально. Они здесь используются нами взамен выражений «почти точно» или «очень близко по величине». Попутно отметим, что подобная система разбивки основных габаритов плана, использующая кратное число саженей, систематически прослеживается и в плане подклетов храма Покрова на Рву.

28. Обе керамические композиции в 1978 году по нашей инициативе сотрудниками ГИМ сняты со стен нового Борисоглебского собора при нашем непосредственном участии.

36. Говоря о возможности переноса южного Распятия с другого здания, М.Э. Воронец и В.С. Воронов не пытаются связать этот перенос с каким-либо конкретным, исторически существовавшим зданием. Их, в частности, можно понять и так, что это могло быть здание более древнее, чем сам Успенский собор, и что этот перенос совершился во времена полулегендарные (например, в момент сооружения последнего). О том, что перенос южного Распятия совершился в Новое время, исследователи, несмотря на наличие на его поверхности железных скоб, определенно не догадываются. Между тем последний факт придает всей проблеме конкретные очертания и ставит ее разрешение в прямую связь с изучением новейших источников (Воронец, Воронов. 1916. С. 96, 97).

58. Мы благодарим А.Г. Авдеева за любезно предоставленную рукопись текста летописца внутри шатра храма Покрова на Рву, в которой тщательно расписана разбивка поясов и строк и указана высота и облик букв.

59. Косвенным доказательством участия Старицких в постройке Борисоглебского собора может служить структура соборной ктиторской летописи, точнее говоря, наличие в ней заключительной риторической части, раскрывающей символику сооружения. Надписи подобного состава встречаются только на шитых пеленах (плащаницах) из мастерской княгини Евфросинии Старицкой (тексты вкладных надписей Старицких см.: Маясова Н.А. Мастерская художественного шитья князей Старицких // Сообщения Загорского Государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 41–64.) Слова летописи, подшитой к вкладной плащанице в Троице-Сергиев монастырь, звучат следующим образом: «ле 7069 го благодатию стаго дха стыя и живоначалные троица и прчстыя ег бгомтре и млтвою прпдобнаго отца нашего сергия при благочтивом цри великомъ кнзе иване василиевичи всея русе и преосщенномъ митрополите макарии зделан бысть сии воздухъ в дом стыя живоначалныя троица повелениемъ благовернаго гсдря кнзя владимера анд(р)еевича внука великого кнзя ивана василевича правнука великаго кнзя василя василевича темнаго и блговерныя ег мтри княж андреевы иванович кнгини еуфросини дан сии вздухъ на чсть и на поклонение всем православным християном и на воспоминание последнему роду в вечной поминокъ по свои(х) дшах и вовеки амии(н)». (Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл. 44).

Аналогичный текст, правда, более короткий, имеется на так называемой «Смоленской плащанице» (последняя, по предположению Н.П. Кондакова, была дана Старицкими в Большой московский Успенский собор): «святыя и прьвоживоначальныя троицы и пречистые его матери чеснаго и славнаго ея успения в лето 7959 (1561) ... дан бысть сей воздухъ въ церковь соборную пречистые богородицы благоверным князем владимиром андреевичем и благоверною матерью его княжа андреевою иванович княгинею евросиниею и честно поклонение всеиу православному христианству и по моей смерти и княгини Евфросинии в вечное поминовение во век». (Маясова. Мастерская… С. 49). Как можно заметить, стиль надписаний у Старицких в достаточной степени необычен. Выражаясь современным языком, в нем наличествует элемент апелляции к общественному вниманию, – он, что называется, широковещателен и патетичен. Обычные ктиторские надписи того времени носят значительно более скромный характер, ограничиваясь, за небольшим исключением, простой констатацией факта. Замечательным во всех отношениях обстоятельством является то, что обе плащаницы – и Троицкая и Смоленская – созданы в 1561 году. То есть в один год с завершением Борисоглебского собора!

Относительно предположения Н.П. Кондакова о вкладе этой плащаницы в московский Успенский собор можно сказать, что оно документально не подтверждается. По нашему мнению, не вдаваясь в подробности, плащаница вполне могла быть вложена в собор старицкого Успенского монастыря и подарена братией своему бывшему настоятелю Иову, когда он был возведен в сан патриарха. Но вся эта тема требует специального исследования.

63. Маясова. 1960; Кызласова И.Л. Предварительные наблюдения над портретом великого князя Василия

64. Юрганов А.Л. Отражение политической борьбы в памятнике архитектуры (Борисоглебский собор в Старице) // Генезис и развитие феодализма в России. (Проблемы отечественной и всеобщей истории, вып. 10), Л., 1987. С. 181

65. Владимир Андреевич родился 9 июля 7043 (1535) г. (Тихомиров М.Н. Записки о регентстве Елены Глинской и боярском правлении 1533–1547 гг.// Исторические записки, № 46. М., 1954. С. 283–284). (Большинство других авторов годом его рождения называют 1533 г.) Его молитвенным именем – именем, данным при рождении еще до крещения – должен был бы быть Панкратий. Однако, его вторым именем считается Иакинф, мученик Амастридский, празднуемый 18 июля. (Любезно сообщено А.Л. Баталовым). На 15 июля приходится день успения князя Владимира (Василия), в честь которого и был окрещен новорожденный. Ближайший день Бориса и Глеба 24 июля. (О мерных иконах см. Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья:

66. Не могла ли упоминаемая Крыловым при описании икон нового Борисоглебского собора старинная «Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба, с изображением среди святаго князя Владимира; на иконе надпись: «сей святый образ переписан был вновь 1750 года, а сие древнее написание было закрашено – древнее написание обретено, а по оному возобновлено…» (Крылов. Старица. С. 63) оказаться той самой мерной иконой? К сожалению, ее размеры Крыловым не указаны.

67. При изучении руин Архангельского собора Н.Н. Воронин отметил внутри кладки фундаментов и стен белокаменные блоки со следами фресковой росписи, явно относящиеся к какому-то другому зданию. (Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси

78. Реконструкция Н.Н. Свешникова. Архив треста «Мособлстройреставрация» (ныне в ГНИМА).

81. Сомнительная народная легенда об ослеплении зодчего, воздвигшего Покровский собор, должна бы теперь звучать несколько по иному. Царь Иван мог ослепить строителя не для того, чтобы тот не построил другого такого же шедевра, а, именно из-за того, что тот его все-таки построил, и не где-нибудь, а в Старице.

82. Эпитет «старичанин», как своего рода знак качества, намекает на существование в Старице школы переписчиков книг.

84. Веселовский С.Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси // Исторические записки, № 22, М., 1947, С. 106–108.

85. Дата смерти Владимира Андреевича устанавливается по надписи на крышке саркофага в Вознесенском соборе Кремля одной из его дочерей, погибшей вместе с ним 9 октября 1569 г. (Панова. С 31). Княгиня Евфросиния со своими старицами уморена «в судне в ызбе в дыму» 20 октября 1569 г. (Панова. С. 32. Пискаревский летописец // Материалы по истории СССР,

86. Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И., Яковлев Д.Е. Архитектурная керамика в декоре московского великокняжеского дворца в середине

87. Когда работа над рукописью настоящей работы была уже практически завершена, вышла из печати статья, посвященная археологическим исследованиям руин Борисоглебского собора в Старице, проведенным в 2004–2006 гг. (Салимов А.М., Романов В.В., Салимова М.А. Борисоглебский собор в Старице по материалам последних исследований //

 Бесспорной ценностью статьи является публикация надежно обмеренного плана значительной части древнего здания. Определенный интерес представляют наблюдения, сделанные при исследовании отдельных частей собора и его конструктивных деталей. Замечательна находка фрагмента керамического Распятия, фотография которого идеально подклеивается к фотографии ныне утраченного музейного Распятия. Но попытка авторов статьи видеть в нем композицию, изображенную на восточной грани центрального восьмерика фасадного чертежа, вызывает серьезные возражения, так как даже большие дмитровские Распятия, помещенные в нужном масштабе на чертеж фасада, выглядят слишком мелкими на фоне этого участка стен.

 При всей важности сведений о новых натурных наблюдениях на соборе, внесения каких-либо изменений в текст нашей работы не потребовалось. На данном этапе исследования полемизировать по поводу нюансов строительной истории здания было бы преждевременно.

В последнее время появилась еще одна статья, связанная с проблемами изучения Борисоглебского собора: Яганов А.В. К вопросу о керамической храмозданной надписи старицкого Борисоглебского собора

Скомпоновано С.В. Заграевским в 2008 г. из черновых рукописей В.В. Кавельмахера 1997–2004 гг., не имевших названия. Рукописи хранятся в архиве В.В. Кавельмахера, находящемся в музее-заповеднике «Александровская слобода».

Теги: колокольня, кавельмахер, в, в, чернышев, м, б, древний, ландсхут, собор, св, мартина, век, ил, а, ландсхут, собор, св, мартина, век