колокольня Развитие территории Волоколамского района Поселок Просветитель

Домашняя | Галерея | колокольня | 236

колокольня Развитие территории Волоколамского района Поселок Просветитель

В начале 90-х годов прошлого века под руководством митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) была разработана концепция развития Иосифо-Волоцкого монастыря и прилегающих к нему территорий. «Владыке удалось создать своеобразную „бизнес-модель" возрождения монастыря. Развернуть её научно-обоснованную, полномасштабную концепцию развития ему помешала преждевременная смерть», - говорит генерал-майор, доктор исторических наук, глава Управы «Сокольники», духовное чадо митрополита Питирима Александр Касьянов. Согласно его представлениям о «Территории национального возрождения», в концепции речь должна идти не только и не столько о возрождении и развитии монастыря, но в большей степени об адаптации территории особой культурно-исторической и духовной ценности к современным условиям жизни и хозяйствования, так называемая модель живой территории. При разработке программы развития монастыря и её реализации приоритетным следует считать не ведомственные и институциональные интересы, не сиюминутные тактические выводы, а вневременный масштаб существующих ценностей. Необходимо проектировать развитие монастыря как градообразующего предприятия, реализующего, по образному выражению Владыки, три разные задачи в их единстве: сохранять, изучать, просвещать.

Я был его помощником, выполняя разные послушания, начиная от водителя до управляющего монастырём, поскольку имею юридическое образование, то решал имущественные и другие монастырские проблемы.

Владыка хотел сделать Волоколамский район «особой зоной» в плане экологического и экономического развития. Поскольку этот район был мало заселён, и в отличие от других районов Подмосковья здесь не была активно развита промышленность. Конечно, центром должен был стать Иосифо-Волоцкий монастырь. Все остальное - это нюансы, которые вытекали из этого «большого плана».

В первую очередь были мысли включить монастырь в Золотое кольцо России и сделать его посещение Центром международного паломничества, причём, чтобы это был не только духовный и исторический центр, посещаемый туристами. Планировалось специально привозить группы из-за рубежа, у которых был большой интерес (так говорил митрополит Питирим) к нашему будущему и к нашей истории. Исходя из этого и был задуман духовный центр с большим посещением туристов. Это подразумевало развитие инфраструктуры как самого монастыря, так и его окрестных угодий.

В Сычёво есть зоопитомник, может быть, из этого зоопитомника и хотели сделать филиал Московского зоопарка. Впрочем, все это было задумано для привлечения большого числа посетителей. Представьте, группа туристов из Швеции или Швейцарии едет в Россию - для них такого рода паломничество воспринимается несколько иначе, чем для русского человека. Только русские привыкли идти пешком, испытывая трудности в дороге, особо не жалуясь на приём в монастырях - скудость пищи и жилищных условий. А западный человек привык к комфорту, для него должны быть здесь созданы все условия: и восстановление гостиничного комплекса с кафе на соответствующем уровне, и чтобы можно было поездить - посмотреть монастырские окрестности - зимой на тройке, летом - в экипаже.

На всех, и на них в том числе. Владыка часто ездил за границу и общался с эмигрантами, покинувшими Россию до революции, они изъявляли желание закончить свой жизненный путь в России и быть похороненными при каком-нибудь российском сельском храме. Для этой цели митрополит опередил наше подворье в селе Покровское - храм Покрова Божией Матери. Владыка рассчитывал, что если взять определённый участок земли рядом с храмом и построить на нём коттеджи, то эти пожилые люди, имевшие желание приехать в Россию, покупали бы эти дома, жертвовали часть денег на восстановление обители и имели бы полное право быть похороненными на кладбище при храме. Это нормальное желание русского человека - приобрести покой на своей родине.

Когда речь о воссоединении Русской Православной Церкви с Зарубежной еще «витала в воздухе», это был некий ход по восстановлению единства.

Несмотря на все «большие идеи», всё упиралось в финансирование. Поскольку Владыка к деньгам, которые жертвовались на монастырь, относился всегда очень осторожно - не от всяких людей их брал и сам говорил, что «просить не умеет», а для воплощения идеи международного духовного паломничества нужны были огромные средства. Не знаю, насколько актуально говорить об этом, но со смертью Владыки утеряны все контакты, которые он имел в Европе. Митрополит Питирим был сам и направляющей, и действующей духовной силой всех своих идей.

Всё взаимосвязано. Можно обустроить территорию и оставить монастырь в том захолустном состоянии, в котором он был. Но если игумен монастыря митрополит Питирим говорил в то время о возрождении Волоколамской земли в общем и присвоении ей особого статуса, в частности, то районообразующим центром, бесспорно, должен был стать Иосифо-Волоцкий монастырь.

По мере сил митрополит Питирим, конечно, исполнял свои идеи: было множество контактов с местными властями, правительством Московской области, на федеральном уровне. Но не надо забывать, что митрополит прежде всего духовный человек. Он всегда говорил, что возрождение общества начинается в духе, а не с белизны монастырских стен. Он прекрасно понимал, что если нет духовной жизни в монастыре, то и реставрация бессмысленна. Всё это происходило в совокупности по мере его сил и возможностей.

В своё время Владыка тоже озвучивал идею попечительского совета. Я считаю, что создание на сегодняшний момент попечительского совета и вся наша работа - это правопреемственность его идей, которые наконец-то стали воплощаться в жизнь. Наконец появилась большая надежда, что обитель приобретёт некоторый восстановленный вид: будут отреставрированы все строения, планируется воссоздание колокольни (это было мечтой митрополита).

На втором заседании попечительского совета, прошедшего 21 января с. г., губернатор Московской области Борис Громов озвучил программу из 8 пунктов, в которые входит восстановление всего монастыря, включая подворья. Это прежде всего восстановление Скита, переданного в прошлом году монастырю (раньше в нём располагалась Теряевская больница), храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (где родился Иосиф Волоцкий), Теряевского храма, храма в Шестаково. У нас есть дата, определённая Патриархом Кириллом, к которой мы должны успеть - 2015 год. К этому времени распланированы основные действия. На сегодняшнем этапе мы приводим в соответствие все наши имущественные вопросы, касающиеся комплекса строений и зданий, всех наших подворий, земельных участков. Всё это нужно оформить в соответствии с российским законодательством, чтобы включить весь этот имущественный комплекс в проект по выделению средств на проектные работы и в дальнейшем вести работу по нахождению средств на саму реставрацию.

Будет восстановлена двухэтажная гостиница, стоящая возле монастыря. По плану она претерпит изменения: появится новая пристройка. Благоустройству территории вокруг монастыря будет уделено большое внимание - есть участок нашей монастырской земли, куда входят и монастырские пруды. Планируется также перенести ферму на новое место, на так называемое западное поле (за западную стену монастыря) площадью 4 га, увеличить число обитателей фермы. Но это касается исключительно нужд самого монастыря. Есть также угодья, которые нужно «доводить до ума», используя мелиорацию. От прудов до границы реки Большая Сестра - это всё монастырская территория, но там, к сожалению, большая почвенная заболоченность, на большой территории растёт осока, которая ни к чему не годна.

В своё время это было актуально. Сегодня монастырю тягаться с коммерческими структурами, которые занимаются развитием коттеджных городков, трудно. Возможно, на территории монастыря будет построен некий гостиничный комплекс - гостиница и несколько коттеджей.

Сейчас мы приводим в порядок все имущественные вопросы: пытаемся понять, сколько у нас объектов по площади и объёму и что нужно с ними делать, находим деньги на проектно-сметные работы, разрабатываем сметы, проекты, рассчитываем сколько нужно средств на каждый объект, как будут вестись работы.

По словам председателя попечительского совета Бориса Грызлова, на восстановление монастыря и благоустройство территорий уйдёт порядка 8-9 млрд руб., возможно, отчасти эти средства будут выделены из федерального бюджета - 2011. (Мы будем просить, чтобы нас включили в программу развития.)

В ближайшее время будет создана рабочая группа, в которую войдут 32 члена попечительского совета: почётный председатель - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, замруководителя администрации президента РФ А.Д. Беглов, губернатор Московской области Б.В. Громов (глава попечительского совета), его помощник - С.Н. Кошман (советник губернатора и зампредседателя), министр культуры А.А. Авдеев, министр транспорта И.Е. Левитин, министр юстиции А.В. Коновалов, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д.Н. Ананьев, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, депутаты Госдумы Л.К. Слиска и А.С. Попов, генерал-полковник Академии управления МВД В.В. Гордиенко, ректор Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левин, начальник московского метрополитена Д.В. Гаев, советник гендиректора госкорпорации Фонда содействия реформирования ЖКХ А.А. Осипов, вице-президент «Внешторгбанка» В.В. Лукьяненко, председатель правления «Мастербанка» Н.А. Резников, вице-президент «Мастербанка» Ю.А. Болбышкин, глава Волоколамского района В. Карабанов, «Промсвязьбанк», представители Росохранкультуры, министр культуры Московской области Г.К. Парадникова, митрополит Илларион (Алфеев).

На последнем заседании решено было создать Фонд по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. Уже состоялось первое заседание фонда, где были назначены члены правления - 27 человек (в основном те же лица, которые входят в попечительский совет). Сейчас мы занимаемся регистрацией фонда как юридического лица.

Я боюсь об этом говорить, потому что мне не хватит ни слов, ни духовного уровня. Человек он был необыкновенный и всегда повторял, что ему «катастрофически не хватает времени», чтобы объять все те задачи, которые он ставил перед собой и перед теми людьми, которые с ним работали. Он многое не успел. Отрадно, что 3 проекта по восстановлению монастыря (датированные 1990 г.) будут взяты попечительским советом за основу и преобразованы в один общий проект.

P.S. Похоже, с течением времени подлинный масштаб личности митрополита Питирима становится всё более очевидным. Случайные черты забываются, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины ХХ в.

Владыка Питирим - носитель традиции, в том числе традиции советского периода. Многое в его деятельности вызывало недоумение и недовольство, но впоследствии оказывалось единственно верным. Он видел дальше других, на многие годы опережая события и время, понимая, что единственно верный путь достижения успеха - это не путь конфронтации, а взаимное согласие и объединение усилий Церкви, бизнеса и власти, что с успехом осуществляется сегодня на территории Иосифо-Волоцкого монастыря.

Иоанн Санин (так звали преподобного Иосифа Волоцкого в миру) родился, согласно последним исследованиям, в селе Покровское (ранее считалось, что в деревне Язвище) недалеко от Волоколамска в 1439 г. В 40 лет он решил основать в родных местах Свято-Успенский монастырь. Волоколамский князь Борис Васильевич «чрезвычайно обрадовался известиям, что преподобный хочет у него водвориться». Он предложил выбрать любое место в лесах его вотчины, сопроводив преподобного «опытным ловчим».Когда ловец удалился в чащу леса, внезапная буря повалила деревья. Вернувшись обратно и едва достигнув поляны, где теперь стоит монастырь, он увидел, как блеснула молния, а с ясного неба прогремел гром, словно утверждая выбор. Ловец удивился увиденному, но решил это скрыть. И лишь когда сам преподобный Иосиф облюбовал то же место для строительства монастыря, ловец рассказал о бывшем явлении. На избранном месте преподобный водрузил крест и поставил образ Пресвятой Богородицы Одигитрии.

А 14 июня 2009 г. отмечалось уже 530-летие со дня основания монастыря. 31 октября т.г., в день празднования обретения мощей преподобного Иосифа, обитель впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Иосиф Волоцкий жил во время собирания Руси, образования единого Русского государства из разрозненных феодальных княжеств; это несомненное укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире, - сказал патриарх по окончании Божественной Литургии, обращаясь к собравшимся. - Преподобный прекрасно понимал, что всякое возвышение страны и Церкви непременно получает сопротивление от внешних противников, ибо «камнями бросают по тому дереву, на котором плоды». Он вступил в борьбу с теми, кто лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви. До сих пор не смолкают споры в отношении роли преподобного Иосифа. Некоторые обвиняют святого в стяжательстве только потому, что он был глубоко убеждён в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять от богатых и передать бедным».

«20 лет назад усилиями покойного владыки митрополита Питирима обитель была открыта, и в ней началась монашеская жизнь. По стечении разных обстоятельств восстановление обители не было осуществлено так скоро, как того бы хотелось, и потому особая ответственность сегодня лежит на всех нас - содействовать скорейшему завершению восстановительных работ в этой твердыне русского Православия, в этом монастыре, отмеченном подвигами святого преподобного Иосифа и его собратии», - сказал патриарх Кирилл в заключение.

В последующие 500 лет в монастыре уже дважды велось большое каменное строительство. Первым каменным зданием обители был собор Успения Божией Матери (1484с1486), богато украшенный резьбой снаружи и «безвозмездно» расписанный Дионисием и его учениками внутри. Сохранилось описание, сделанное в 1578 г.: «Соборная церковь Успения Пречистой Богородицы, строение чудотворца Иосифа, на церкви пять глав, на них кресты деревянные, глава и кресты обиты железом белым, а в церкви трои двери, затворы в них железные, паперти деревянные, крыто тесом». Собор простоял почти 200 лет.

В серьёзную крепость на границах Московского княжества монастырь превратился уже после кончины преподобного Иосифа: мощные каменные стены окружили обитель в 1543-1566 годах. Ограда сильно пострадала в Смутное время, во время осады польско-литовскими войсками. Обитель даже захватил сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIХ в. стреляли во время водоосвящения.

Во второй половине XVII в. старые постройки разобрали и за очень короткий срок - 20 лет - выстроили новые стены с башнями, а затем и церковь. Сказалось то, что монастырь стоит на болоте, опираясь на мощные деревянные сваи, из-за постоянной сырости обветшал и собор. Возглавлявший строительство крестьянин Дмитровского уезда подрядчик каменных дел Трофим Игнатьев руководствовался старинным правилом русских зодчих: «Как мера и красота скажет». В результате точно найденные им пропорции шатровых завершений башен, мощных многогранников, протяжённость стен, соотношение архитектуры с окружающей природой сделали монастырь одним из красивейших на Русской Земле.

Со времён преподобного Иосифа уцелел лишь храм Богоявления, к которому в середине XVI в. была пристроена большая одностолпная Трапезная палата, возведённая по образцу московской Грановитой палаты и являющаяся одной из главных ценностей монастырского ансамбля.

Монастырь был одним из любимых мест богомолья московских государей. Великий князь Василий III любил охотиться в окрестностях монастыря, почитая здешних старцев, он попросил одного из них, преподобного Кассиана Босого, быть восприемником своего сына Иоанна. Впоследствии и сам Иоанн (Грозный) ежегодно заезжал в монастырь по пути к месту охоты, делая крупные вклады в ризницу и на помин души опричника Малюты Скуратова, погребённого в монастыре.

Скруратовы-Бельские не самая громкая фамилия в монастырском некрополе. Здесь покоятся Оболенские, Тютчевы, Кутузовы, позднее некрополь пополнился именами Муравьевых, Безобразовых, Гончаровых, которым принадлежали имения на территории Волоколамского уезда. После революции многие надгробия были разрушены или исчезли вовсе, сегодня предстоят большие работы по восстановлению утраченного.

Как водится, монастырь служил не только местом упокоения знати, но и тюрьмой для неугодных лиц. Здесь в Германовой башне пребывали в заточении преподобный Максим Грек (по преданию, он провёл в башне шесть лет и составил канон Святому Духу Утешителю, записав его углём на стенах кельи), князь-инок Вассиан Патрикеев, стоявший во главе партии «Нестяжателей», боярский царь Василий Иванович Шуйский, перед этим свергнутый с престола и насильно постриженный в монашество. В числе пленников польских интервентов здесь находился митрополит Ростовский Филарет Никитич, будущий Патриарх и фактический правитель при своем сыне Михаиле Романове. Волоколамский монастырь со времён своего основания был богатейшим на Руси, но утратил все свои богатства при секуляризации.

В 1922 г. обитель была закрыта. Книги монастырской библиотеки забрали в Государственную библиотеку им. Ленина (ГБЛ). После революции монастырь, правда, уже без монахов, продолжал своё социально служение: в разное время здесь находились интернат, детская школа, во время войны - немецкий госпиталь. Не случайно выпускники школы, приезжая сегодня в монастырь с теплом вспоминают годы, проведённые здесь. Следует отметить, что немало бедствий выпало на долю монастыря в советское время: осыпавшиеся стены, сбитые изразцы, покосившиеся кресты, ямы с помоями и табличка «Охраняется государством». В Германовой башне держали свиней, на месте некрополя ходили тракторы, в результате древние надгробные плиты с особой «волоколамской» резьбой превратились в осколки камня, возле крепостной стены сделали теплицы, и участок ограды стал заваливаться внутрь, значительно ухудшилось состояние монастырских прудов, особенно внутристенного (была нарушена единая система, объединяющая 4 пруда), что тут же сказалось на уровне грунтовых вод. Всё же обитель устояла, если не считать взорванной при отступлении наших войск в 1941 г. колокольни. (В конце XVII в. колокольня была доведена до десяти ярусов и по высоте всего на пять метров уступала колокольне Ивана Великого.)

Наконец, во второй половине 50-х годов монастырь был объявлен «памятником архитектуры». В самом начале реставрационных работ были вместе со штукатуркой сбиты росписи в Трапезной палате, которые реставраторы посчитали «не представляющими ценности». Затем разрушили часовню у Святых ворот монастыря, потом - южный и северный приделы Успенского собора и деревянную часть здания гостиницы. Вблизи древней крепостной стены проложили асфальтовую дорогу, что привело к резкому ухудшению состояния грунтов и фундаментов. В конце концов Трапезной палате и Успенскому собору поставили «диагноз "остро аварийное состояние"».

15 мая 1989 г. обитель была передана Русской Православной Церкви. Её первым после забвения игуменом стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), бывший в то время председателем Издательского отдела Московской Патриархии.

«С его авторитетом и связями реализовать все это было бы вполне возможным", - говорят знавшие Владыку. Что же входило в планы митрополита Питирима?

«Проблема обустройства в России увольняемых в запас военнослужащих и планы митрополита Волоколамского монастыря породили идею использования в этих целях выделенных монастырю под обустройство земель в Волоколамском районе Московской области», - говорится в справке-докладе. Организационные работы ведёт предприятие «Просветитель», учредителем которого является Издательский отдел Московского Патриархата. Финансирование на этапе проектирования производилось за счёт спонсорских денег рижской фирмы «Гильде».

Для строительства посёлка на 85 одноквартирных жилых домов был выделен участок свободной территории между деревнями Валуйки и Рахманово Волоколамского района площадью 20,5 га, в том числе с/х угодий - 20,5: пашни - 6,0, пастбища - 14,5), о чём имелось свидетельство о праве собственности на землю МО-7 №153777 бессрочного пользования, выданное председателем Райкомзема М.М. Честных 12 ноября 1993 г. Сметная стоимость составляет 2,5 млн долларов США. Затраты на 1 апреля 1994 г. уже составили 11 356 долларов США (проектирование посёлка и согласование технических условий).

Посёлок должен был стать Центром реабилитации ветеранов Афганистана (в 1989 г. митрополит Питирим вошёл в состав комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов). Но реабилитация, по мнению Владыки, - это не отдых на свежем воздухе. «По окончании строительства и после сдачи в эксплуатацию посёлка «Просветитель» переселенцы планируются для использования на открывающихся рабочих местах в туристическо-экскурсионном комплексе (Иосифо-Волоцкий монастырь), который будет включать: экскурсионное обслуживание гостиницы на территории монастыря, гостиницы для иностранных туристов-паломников (рядом с монастырским комплексом) и туристического маршрута «Издательский отдел Московского Патриархата - Новодевичий монастырь - Ново-Иерусалимский монастырь - Иосифо-Волоцкий монастырь); монастырские мастерские (столярная, церковной утвари, кузнечная); преподавание в средней школе с. Теряево; обслуживание и эксплуатацию автомобильной дороги Москва-Рига», - говорится в документах.

Предполагаемая численность прибывающих к новому месту жительства рассчитана на 320 человек, треть которых составят дети. У митрополита все было учтено: «Школа в с. Теряево рассчитана на 600 учеников, а в настоящее время в ней обучается 270».

Внешняя инфраструктура посёлка должна была быть выполнена Министерством обороны ГИО ПВО под руководством генерал-майора В.С. Буденного. Начало строительства значилось январем 1994 г., завершить его планировалось к сентябрю 1996-го. Договор подряда на капитальное строительство посёлка заключили в/ч 92741 и индивидуальное предприятие М.И. Усачева. Было предусмотрено всё: и водоснабжение посёлка от артезианской скважины с устройством водонапорной башни, и строительство поселковых очистных сооружений типа БИО-1000, и электроснабжение от проектируемой комплексной трансформаторной подстанции типа КТП-250, телефонизация, абонентская радиосеть и т. д. К сожалению, строительство так и не было начато, и лишь унылая равнина непахотных земель близ деревни Валуйки напоминает о былом.

В планы также входила организация учебно-научного центра, ориентированного на подготовку и переподготовку специалистов по экологически чистому с/х и образцовой фермы, являющейся учебной базой центра. Для этого было намечено провести полную реконструкцию монастырского подсобного хозяйства на базе современных типовых проектов, разработанных в НИИ животноводства, а также установить биогазовый реактор для утилизации бытовых канализационных отходов (вместо существующих ныне очистных сооружений).

Главными действующими лицами должны были стать: профессор химического факультета МГУ В.С. Петросян и ректор Открытого экологического университета С.Х. Тапалцян. В задачу последней ставилась реализация проекта экологически чистого, самоокупаемого и самообеспечивающегося с/х производства на базе экологического центра монастыря.

И коровник, и свинарник, действительно, при митрополите были. Правда «экологически чистого» с/х производства не получилось. Сегодня в монастырском хозяйстве 25 коров, дающих около 120 л молока в день, что позволяет обеспечивать молочными продуктами монастырскую трапезу и молочный магазин. Ферма действительно приносит многомиллионный доход, позволяющий вести восстановление монастырского скита, но всё производится здесь по старинке. Заведует хозяйством 72-летняя инокиня Тамара (помощница Владыки со времен Издательского отдела). На мой вопрос: почему навоз вывозится вручную? - она отвечает: «Зачем привыкать к хорошему - вот не будет электричества, а мы уже привыкли». Тамара Михайловна использует труд «сезонных рабочих» - как правило, они появляются в монастыре ближе к холодам, а весной исчезают. «Марина, как мне надоели эти дураки», - жалуется мне она.

В связи с последним предложением Президент РСФСР Борис Ельцин 11.09.1991 г. дал распоряжение А.В. Яблокову (Комитет здравоохранения г. Москвы) «...изучить и в случае положительного заключения подготовить соответствующий документ». «Соответствующий документ» был подготовлен: Яблоков «поддержал идею создания зоокомплекса как филиала существующего в Москве зоопарка». «Территория такого зоокомплекса могла бы стать важным рекреационным центром и источником оздоровления экологической ситуации в прилегающих районах, - пишет он Б. Ельцину, - однако нет необходимости, как предлагается авторами обращения, рассматривать зоопарк лишь как часть будущего центра "Зоосфера" с недостаточно определёнными функциями, логичнее создание здесь Природного парка. В связи с изложенным прошу Вас дать поручение Совету Министров РСФСР подготовить соответствующее распоряжение".

Основание для разработки концепции - распоряжение столичного вице-мэра от 26 августа 1991 г. Ее подписали замначальника объединения «Москапстрой» Ю.А. Гурецкий, замначальника «Главмосархитектуры» В.В. Лисицын, директор МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения М.М. Берклайд, директор Московского зоопарка В.В. Спицын и др.

В организации Природного парка, в основу создания которого было положено воссоздание народного и культурного наследия в средней полосе России, в первую очередь значились возрождение базовых объектов, небольших предприятий по производству строительных материалов, строительство дорог, возобновление работы малых кирпичных заводов, обновление системы энергосбережения и связи. В предложения по культурно-производственной деятельности входило возрождение традиционного для русского Нечерноземья

На базе молочного животноводства, характерного для этих мест, решено было стимулировать развитие

В живописных местах у водохранилищ, озёр и рек "территории", а также на базе духовных центров Иосифо-Волоколамского и Воскресенского (Новый Иерусалим) монастырей, памятников архитектуры в Яропольце, Осташкове, Волоколамске хотели создать

На основе ведущихся реставрационных и восстановительных работ по возрождению памятников архитектуры и культуры решено было организовать учреждения (может быть, частные) для

На базе естественных и искусственных водоёмов развивать подсобные хозяйства с досуговыми малыми предприятиями по ловле рыбы, охоте.

Система культурного обслуживания может быть представлена объектами двух уровней: первый формируется уникальными объектами культуры, преимущественно музеями, культурными центрами, ориентированными на обслуживание как местного населения, так и приезжих, в том числе зарубежных посетителей. (Этот уровень определяется культурно-историческим потенциалом территории и возможными преобразованиями в её социально-экономической структуре.) Второй уровень обслуживания формируется учреждениями культуры, предназначенными для обслуживания преимущественно местного населения. (В настоящее время - это кинотеатры, библиотеки, музыкальные школы, клубы, дома культуры и городские парки.)

Разворачивание двух уровней обслуживания должно осуществляться по мере реализации локальных программ, упомянутых в проекте «Волоколамская инициатива»: программы «Возрождение религиозной жизни», «Возрождение памятников истории, культуры, архитектуры», «Возрождение традиционных народных промыслов», «Создание новых форм социально-экономической структуры», «Развитие учреждений культуры местного уровня».

Программа «Возрождение религиозной жизни» предусматривает восстановление церквей, монастырей и приходов, духовное просвещение, создание Международного культурного и богословского центра на базе Иосифо-Волоколамского монастыря, уникального памятника архитектуры и духовности, имеющего мировое значение, а также возрождение монастыря в Старице.

Программа «Возрождение памятников истории, культуры и архитектуры» была направлена на реконструкцию и реставрацию зданий церквей, монастырей, усадеб, выявление и стагнацию археологических объектов, создание на этой базе музейно-выставочной деятельности, проведение фольклорных праздников и массовых действ, связанных с историческими событиями. В настоящее время на рассматриваемой территории зафиксировано

Теги: колокольня, развитие, территории, волоколамского, района, поселок, просветитель,