монастырь Великая суббота Страстной седмицы Русская Снятие со креста

Домашняя | Галерея | монастырь | 1817

монастырь Великая суббота Страстной седмицы Русская Снятие со креста

Великая суббота – это последний день перед Пасхой, который наполнен как скорбью, так и радостью: Церковь вспоминает телесное погребение Христа и Его сошествие в ад, но при этом богослужения уже полны предпасхальным ликованием.

Важность и особенность Великой субботы в том, что, как отмечается в церковной литературе, с одной стороны это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой — это то время, когда совершается победа

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. За таким разрешением к Пилату пришел один из членов синедриона, Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа: он приобрел плащаницу (специальное дорогостоящее полотно) и попросил у Пилата выдать ему тело Христа.

Разрешение было получено, тело Христа завернули в плащаницу – и поместили в пещере в саду Иосифа, находившемся недалеко от Голгофы.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже…» обносится вокруг храма. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знак того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф…»

Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых;

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.

Богослужения Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения. Поскольку раньше в этот день единственный раз в году совершалось крещение оглашенных, на богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения. После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

Собрание паремий Великой субботы отрывается повествованием из книги Бытия (Быт. 1, 1-13)о сотворении мира. Этот отрывок вводит нас в Священную историю, напоминая нам о совершенстве созданного Богом мироздания. Второе чтение — из пророчества Исаии, — сразу переводит наш взор из «альфы» истории творения в «омегу» Царства Божия,пришедшего в силе Воскресением Христовым (Ис. 60, 1-16). Далее вспоминаются установление Ветхозаветной Пасхи (Исх. 12, 1-11), живописующее страдания совершенного Агнца-Христа. После чего следует яркий образ смерти, тридневного погребения и дивного Воскресения Мессии — повествование о пророке Ионе. Удивительно образное и проникновенно назидательное повествование книги пророка Божия Ионы, вошло в богослужебный обиход без каких бы то ни было сокращений. Вся книга полностью является четвертой паремией вечерни Великой субботы. Далее следует отрывок из книги Иисуса Навина (Нав. 5, 10-15) с образом святой земли – одновременно Церкви Христовой и Небесного Отечества, куда вводит нас Сын Божий своим Воскресением. Повествование о переходе через Чермное море Израильского народа во главе с Моисеем, будучи один из самых ярких эпизодов Священной истории, является удивительно точным образом избавления от рабства и вхождения в новую жизнь. Отрывок из книги Исход (Исх. 13-15), содержащий повествование об этом чудесном избавлении, составил шестое Ветхозаветное чтение этого дня. Седьмой паремией является фрагмент из книги пророка Софонии, который посвящен призыву возрадоваться избавлению дарованному Богом людям Его, ибо «отъял Господь неправды» наши и «воцарился посреди» нас (Соф. 3, 8-15). Отрывок из третей книги Царств (3 Цар. 17, 8-23) о воскрешении пророком Илией сына вдовицы из Сарепты Сидонской, будучи явным прообразом избавления от смерти Воскресением Христа, прекрасно дополняет череду Ветхозаветных чтений Великой субботы. Далее вновь «Ветхозаветный евангелист» пророк Божий Исаия (Ис. 61, 10-11; 62, 1-5) неповторимыми и вместе с тем понятными образами изображает тот великий дар спасения. которые предоставляет нам Господь Свои Воскресением. Следующее чтение составляет повествование о жертвоприношении сына патриархи Авраамом (Быт. 22, 1-18). Искренняя вера и преданность Авраама, и особенно покорность Исаака, которого воспринимали как образ истинной Жертвы – Христа, удивительно вписывается в череду паремий Великой субботы. Пророчество Исаии «о благоприятном времени» (Ис. 61, 1-9), вновь устремляет наш взор на дивные плоды спасения, которые стали доступны человеческому роду Воскресением Христа. Еще одним ярким образом победы над смертью является воскрешение пророком Елисеем сына самонитянки, содержащееся в четвертой книге Царств (4 Цар. 4, 8-37). Пророк Исаия, предвещая истинное избавление, указывает на призвание людей своих к блаженному Царству правды (Ис. 63, 11-19; 64, 1-5). Предпоследним чтением является отрывок из книги пророка Иеремии (Иер. 31. 31-34), который предвещает Новый Завет Бога со своим народом, когда «в сердцах людей будет написан закон Божий и не будут больше учить друг друга, ибо все будут знать Господа». И наконец, последней паремией Великой субботы завершающей проникновенную череду Ветхозаветных образов победы над адом, является фрагмент из книги пророка Даниила (Дан. 3, 1-85) об избавлении из печи Вавилонской трех отроков Анинии, Азарии и Мисаила. В завершении этого чтения звучит проникновенная песнь отроков с припевом «Господа пойте и превозносите во вся веки», которая вводит в торжественное прославление Воскресшего Христа чему посвящены следующие сразу же за паремиями Апостольское и особенно Евангельское чтение.

Неповторимый мир Ветхозаветных повествований, собранных в чтениях Великой субботы, особенным образом готовит душу к принятию вести об избавлении мира Воскресшим Христом от власти диавола. Потому такое внимание уделяется на первом пасхальном богослужении чтениям из Ветхого Завета —  подлинного «детоводителя нашего спасения».

После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»… Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»… Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает… И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, “Христос воскресе”, мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Материалы интернет-журнала «Русская неделя» и материалы форума Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению. При этом ссылка на сайт журнала

Теги: монастырь, великая, суббота, страстной, седмицы, русская, снятие, со, креста