монастырь ПУТЕВОДИТЕЛЬ православного христианина по  Монастырь Святого Креста в Иерусалиме Лот поливающий дерево Креста

Домашняя | Галерея | монастырь | 2255

монастырь ПУТЕВОДИТЕЛЬ православного христианина по  Монастырь Святого Креста в Иерусалиме Лот поливающий дерево Креста

Церковные источники (историографии, биографии святых монахов, христианские путеводители и т. д.) рассказывают о многих тысячах монахов и отшельников, живших на Святой Земле в византийскую эпоху (4-7 вв.). Различные монастыри, как то: лавры, койновиа, жилища...

Годы духовного правления Святого Саввы (6 в.) были также годами наибольшего расцвета монашества на Святой Земле. Упадок начался с начала седьмого века.

Персидское и арабское завоевания 614 и 639 гг. были смертельным ударом для монашества. В тяжёлое время арабского исламского захвата и вплоть до девятнадцатого века, малочисленные монахи Палестины предпочитали безопасность городских монастырей, занимаясь либо охраной мест паломничества, либо являясь духовниками христианских общин.

Из приблизительно семидесяти православных монастырей, как мужских, так и женских, существующих сегодня на Святой Земле, шестьдесят один является греческими и относится к Иерусалимской Патриархии, восемь — русскими и один — румынским. Географически греческие монастыри расположены следующим образом: два (Крестителя и Св. Георгия) находятся в долине реки Иордан, один — на горе Тавор, четыре (Отца Феодосия, Св. Саввы, Св. Георгия Хузевита и Горы Сорока Дней) — в Иудейской пустыне и все остальные — в городах. В Иерусалиме сегодня действуют тридцать греческих монастырей. Количество современных греческих православных монастырей, хотя и достаточно большое, не может идти ни в какое сравнение с их обилием в византийскую эпоху (4-7 вв.). Из монастырей, основанных в пустыне в период Византии, до сегодняшнего дня сохранилась лишь

Монастырь Ильи Пророка, расположенный на центральной дороге Иерусалим — Вифлеем, был построен в двенадцатом веке неким епископом Ильёй, в честь которого и стал затем называться. Более поздняя традиция связывает монастырь с местом, где Илья Пророк укрылся от гнева Иезабели (Цар. 1:19)

Другая традиция связывает это место с Волхвами, видевшими здесь звезду Рождества на востоке после их встречи с царём Иродом в Иерусалиме (Матф. 2:10). Согласно ещё одной очень древней традиции, на этом месте остановились отдохнуть Богородица и Иосиф, прежде, чем войти в Вифлеем. Место паломничества, называющееся

Патриархия уже провела раскопки на этом месте и восстановила этот священный христианский памятник.

Современный монастырь был построен на развалинах древнего койновиона, основанного Отцом Феодосием в пятом веке на границе Иудейской пустыни. Остатки его развалин ещё видны, как внутри монастырской ограды, так и за её пределами.

В период его наибольшего расцвета, с пятого по седьмой век, в нём проживало до 700 монахов различных национальностей. Согласно источникам, среди них царили любовь, дисциплина, трудолюбие и особая духовная атмосфера. В центре монастыря находилась церковь, в которой проходила литургия по-гречески и две меньшие по размерам церкви для нужд различных монашеских общин.

Кроме того, существовали мастерские для каждодневной занятости монахов, попечительные комитеты о бедных и старых, сиротские приюты, учебные центры, гостиницы, постоялые дворы и конюшни для животных, обслуживающих как монахов, так и преходящих паломников. Другими словами, монастырь являлся маленьким государством людей духа, молитвы и монашеского образа жизни и, кроме того, труда и отдачи обществу и монашеству. Знаменитый Иоанн Мосхос и будущие Иерусалимские патриархи Софроний и Модест, были одними из выдающихся монахов, вышедших из стен этого знаменитого монастыря.

Персидское вторжение и арабский захват положили конец расцвету монастыря, и большинство монахов покинуло его. Просуществовав до пятнадцатого века, он совершенно опустел и превратился в стоянку бедуинского племени Ибн-Абед. Монастырь по сегодняшний день по-арабски называется Дер-Ибн-Абед (монастырь сыновей Абеда). В 1858 г. Греческая Патриархия выкупила у бедуинов развалины монастыря, восстановила его и сделала снова действующим.

Большая Лавра Святого Саввы находится в сердце Иудейской пустыни, на западном склоне ручья Кедрон. Она была основана в 485 г. Св. Саввой и до сегодняшнего дня, после 1500 лет существования, продолжает быть духовной цитаделью православного монашества. Годы наибольшего её расцвета не совпадают с эпохой процветания других монастырей Святой Земли. На протяжении пятого и шестого веков её монахи настолько погрязли в догматических спорах, что вынудили даже самого основателя Лавры, Св. Савву покинуть её на довольно продолжительный срок.

Восьмой и первая половина девятого века были лучшими годами монастыря. В нём проживало несколько десятков монахов, среди которых были и такие значительные фигуры православия, как Иоанн Дамасский, Св. Стефан-чудотворец, Св. Михаил Сикелос, Св. Феодор, Св. Феофан и многие другие.

Современный облик здания монастыря был создан после его реставрации в девятнадцатом веке. Восстановительные работы, проводившиеся после разрушительного землетрясения 1834 г., ограничились лишь центральной частью

Святой Евфимий является одной из ведущих фигур православного монашества Святой Земли. Его путь, как монаха, начался в начале пятого века, в Лавре Айн-Фара Св. Харитона, где он проходил испытание принятия монашеского сана. Пять лет спустя, оставив Лавру, он вместе с его верным другом Феоктистом, основали первый монастырь-коиновион у одного из ручьёв Иудейской пустыни, используя для помещения церкви большой природный грот. После нескольких лет совместного руководства со Св. Феоктистом, он оставил монастырь и основал новый, монастырь Аристовулиады в районе Хеврона. После того, как этот монастырь стал процветать, он покинул его и возвратился на недолгое время в монастырь Св. Феоктиста. Как духовный лидер и как человек, обладающий богатейшим опытом аскетической жизни, он решает основать

Монастырь Мартирия (Хирбет Мурасас по-арабски) — один из самых больших и хорошо организованных монастырей Святой Земли, — находится в центре современного города

Этот монастырь построен на северной стороне ручья эль-Кельт (библейский ручей

Всё необходимое — обилие пресной воды, связь с событиями Ветхого и Нового Заветов и соседство центральной дороги Иерихон-Иерусалим с его южной стороной, — способствовало здесь массовому поселению монахов. В западном источнике ручья, Айн-Фара, в середине четвёртого века Св. Харитон построил первую лавру и таким образом положил начало монастырям на Святой Земле. В последующие два века весь ручей заполнился лаврами, монастырями и жилищами отшельников, в которых проживали многие сотни монахов и отшельников.

Первый монастырь был построен в пятом веке пятью сирийскими монахами: Проносом, Ильёй, Яннаем, Аинаном и Зеноном. Сразу после его основания, монастырь стал святым местом паломничества, поскольку был соединён с гротом, в котором Илья Пророк скрывался три года и шесть месяцев, и где кормили его вороны (Цар. 3,17:5-6).

Согласно ещё одной, более поздней традиции, базирующейся на Тайном Евангелии Яакова, монастырь был построен в месте, принадлежавшем родителям Богородицы, Иоакиму и Анне. В конце пятого века святой

Пятьсот лет спустя, в 1878 г., монастырь был восстановлен монахами Храма Гроба Господня, которые постарались сохранить и задействовать среди новых построек развалины, оставшиеся от древнего монастыря.

Первый монастырь на вершине горы был построен в 340 г. Святым Харитоном, назвавшим его

Именно с вершины этой горы, согласно традиции, дьявол пытался искусить Христа, показывая ему все царства мира. Место Поста находится сегодня внутри монастырской церкви. В византийскую эпоху на этом месте находилась лишь часовня.

Монастырь Святого Харитона на вершине горы был разрушен персами и прекратил свое существование. В конце 19 века

Патриархия построила на месте Поста новый монастырь, оставив развалины древнего на вершине горы.

Монастырь Святого Иоанна Крестителя находится на востоке Иерихона, на расстоянии приблизительно одного километра от восточного побережья реки Иордан. По-арабски он называется

Все монахи монастыря были убиты персами, а монастырь сожжён. После персидского нашествия, одна часть большого монастыря была восстановлена, и это место паломничества просуществовало до двенадцатого века. Император Византии Мануил Комнинос отстроил монастырь заново, однако практически сразу он был оставлен его монахами и заброшен.

Святой Герасим является одним из духовных лидеров монашества Святой Земли. Энергичный, настоятель, обладающий организаторским и управленческим талантом, он первый смог создать прототип монастыря, где соединил отшельничество с общинным монашеством. Его вклад в идеологическую структуру монашества и в его практическое существование был огромным, не только для палестинского монашества, но и для всего православного течения в целом. В середине пятого века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины. Он был одним из первых, кто перевёл отшельническое и аскетическое монашество в гораздо более благодатные места для жизни и духовных занятий, чем тяжёлая и негостеприимная пустыня. Отшельник монастыря Св. Герасима, хотя и жил в своей изолированной келье или гроте, оставался, однако, частью всей монашеской общины и подчинялся предписаниям духовного настоятеля, обязательным для всех монахов монастыря. Современный одноимённый монастырь, восстановленный Патриархией в девятнадцатом веке, построен не, как считается, на развалинах древнего монастыря Св. Герасима, расположенного немного севернее , а на развалинах другого важного здания —

К этому времени в монастыре проживало более ста монахов, среди которых было достаточно много учёных, художников и прекрасных иконописцев.

Связанная с ним грузинская традиция повествует о том, что Руставелли умер в Иерусалиме и был похоронен в монастырской церкви. Портрет поэта с грузинской надписью виден и сегодня над одним из разрисованных кессонов центральной церкви.

В 14-ом веке церковь украсилась прекрасными фресками, многие из которых сохранились по сей день, сопровождаемые грузинскими надписями.

Археологический район Кумрана с его пещерами, внутри которых приблизительно 50 лет назад были найдены знаменитые

Однако, монахи-христиане, жившие в Иудейской пустыне, не были первыми, избравшими этот образ жизни, им предшествовали другие: пророк Илья, Иоанн Креститель, евреи ессеи, которые, как и христианские монахи отказались от жизни в городе и ушли в пустыню, чтобы создать своё отдельное общество. Поэтому совсем неудивительно, что жизнь этих первопроходцев пустыни являлось для христианского монашества примером для подражания.

Кумран и содержание его рукописей интересны не только для историка или археолога, но и для христианского теолога, а также — для простого паломника. Сегодня, приблизительно 50 лет спустя после их открытия, колебаний и сдержанности христианских теологов, не существует никаких сомнений, что эти рукописи могут пролить свет на христианские источники, религиозное и идеологическое формирование первых христианских общин и христианского монашества.

Паломник или простой посетитель, решивший побывать в Кумране, сможет убедиться в том, что постройки ессеев с находящимися вокруг пещерами для жилья и духовных занятий, не сильно отличаются от построек христианских монастырей, описанных выше. Это произошло не потому, что христиане копировали определённый образ жизни, а потому, что жизнь в пустыне предъявляет свои требования и каноны. Из большого количества рукописей, целых или частично сохранившихся, которые были обнаружены и опубликованы на сегодняшний день, девять являются наиболее важными : Два комментария на книгу

Теги: монастырь, путеводитель, православного, христианина, по, , монастырь, святого, креста, в, иерусалиме, лот, поливающий, дерево, креста,