собор Иконография Богородицы Православіє в Україні Изображение Богородицы с Младенцем на руках наиболее точно передает идею Боговоплощения и потому наиболее распространены Их условно тоже можно разделить на типы Богородица также представлена в молении но здесь на ее груди присутствует изображение Христа Младенца заключенное в круг Этот

Домашняя | Галерея | собор | 2300

собор Иконография Богородицы Православіє в Україні Изображение Богородицы с Младенцем на руках наиболее точно передает идею Боговоплощения и потому наиболее распространены Их условно тоже можно разделить на типы Богородица также представлена в молении но здесь на ее груди присутствует изображение Христа Младенца заключенное в круг Этот

Особняком стоят образы Богородицы на престоле, которые с такой же долей условности называют «Панахранта» (греч. ?????????? – всечистая)

Богородица изображается фронтально без Младенца с воздетыми вверх руками (древнейший молитвенный жест). Этот образ представляет нам Марию, прежде всего, как заступницу и небесную предстательницу за род человеческий перед своим божественным Сыном. Самый известный и почитаемый у нас образ этого типа исполнен в технике мозаики и расположен в апсиде Софии Киевской.

Богородица также представлена в молении, но здесь на ее груди присутствует изображение Христа-Младенца, заключенное в круг. Этот круг восходит к так называемым «imago clipeata»(лат. – портрет в раме), официальным портретам римских императоров, наличие которых на воинских знаменах и в присутственных местах символизировало незримое присутствие Императора и повсеместность его власти. У нас наиболее известны и почитаемы иконы «Великая Панагия. Ярославская» и, собственно, «Знамение. Новгородская».

Изображение Богородицы с Младенцем на руках – наиболее точно передает идею Боговоплощения и потому наиболее распространены. Их условно тоже можно разделить на типы.

Главным отличием этого извода является жест Богородицы, которым она указывает на Того, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).

Довольно часто это название у нас неверно переводят как «умиление», что несколько искажает смысл, поскольку умиление – это конкретная человеческая эмоция. На иконе Богомладенец прижимается к своей Матери щекой – и этот момент, в отличие от Одигитрии, имеет более интимный характер, он подчеркивает близость Христа и Богородицы (и в Ее лице всего человечества). Наверное, самая известная и почитаемая у нас икона этого типа – «Владимирская».

Но говоря об «Умилении», важно помнить, что здесь также называют и некоторые иконы, имеющие совершенно иной тип (например, «Умиление Серафимо-Дивеевская» - келейная икона прп. Серафима Саровского, где Богородица изображена без Младенца со скрещенными на груди руками).

Хочется сказать, что на самом деле эти иконографические типы довольно условны. Бывает, что признаки и «Одигитрии», и «Елеусы» совмещены в одной иконе. Один из характерных примеров – «Умиление. Старорусская».

Это наиболее величественный монументальный извод, в нем Богородица предстоит, как Царица Небесная. В Византии его часто размещали в апсиде храма (например, София Константинопольская). Наиболее почитаемые образы этого типа у нас: «Печерская», «Державная», греческая «Пантанасса».

Одеяние Богородицы на иконах, за редкими исключениями, весьма традиционно. Мария облачена в синий хитон и мафорий (длинное покрывало, закрывающее голову и верхнюю часть фигуры). Мафорий практически всегда пурпурного цвета, ведь пурпур в Византии – это недвусмысленный символ царской власти. На ногах – пурпурные же башмаки (еще один из царских символов). Таким образом, одежда Божьей Матери проста, но одновременно недвусмысленно говорит о Ее высоком статусе. На мафории Богоматери мы часто можем видеть три золотых звезды (надо лбом и на плечах). Обычно принято считать, что это указание на приснодевство Марии – дева до, во время и после Рождества.

Это классические образы, основанные на средневековой византийской эстетике. Но есть образы, происходящие из западноевропейской художественной традиции, аналогов которых в византийском искусстве мы не находим. Например, уже упомянутая икона «Умиление. Серафимо-Дивеевская», «Спорительница хлебов», «Аз с вами и никтоже на вы» и т.п. Такие иконы иногда считают «неканоническими». Но по факту, канон – это правило. Если икона правильно отражает церковное учение Церкви о Богоматери, если это икона почитается Церковью, нет повода говорить о ее «неканоничности». Каноничен не стиль образа, а его содержание.

О названиях богородичных икон стоит упомянуть отдельно. Некоторые названия являются эпитетами Богоматери, отображающими ту или иную Ее черту – к ним относятся те, которые мы выше перечисляли. Некоторые связаны с географическим местонахождением или происхождением самого образа: «Влахернитисса», «Владимирская», «Казанская», «Тихвинская» и др. Самыми, пожалуй, разнообразными являются названия, заимствованные из богослужебных текстов. Это такие, как: «Неопалимая Купина», «Споручница грешных», «Всех скорбящих Радость», «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Гора Нерукосечная» и проч.

Мир богородичных икон огромен. Но почитая каждый отдельный образ, мы должны помнить прежде всего Первообраз, который икона передает, и не допускать, чтобы икона заслонила нам Того, Кто на ней изображен.

О типах и смыслах богородичных икон, "неканоничности" стиля образа и о происхождении названий икон – читайте в материале.

О типах и смыслах богородичных икон, "неканоничности" стиля образа и о происхождении названий икон – читайте в материале.

Теги: собор, иконография, богородицы, православіє, в, україні, изображение, богородицы, с, младенцем, на, руках, наиболее, точно, передает, идею, боговоплощения, и, потому, наиболее, распространены, их, условно, тоже, можно, разделить, на, типы, богородица, также, представлена, в, молении, но, здесь, на, ее, груди, присутствует, изображение, христа, младенца, заключенное, в, круг, этот