собор город Флоренция В просторной котловине в окружении пологих холмов у самого подножия Северных Апеннин на

Домашняя | Галерея | собор | 4205

собор город Флоренция В просторной котловине в окружении пологих холмов у самого подножия Северных Апеннин на

В просторной котловине, в окружении пологих холмов, у самого подножия Северных Апеннин на границе двух областей Италии - Тосканы, из которого идут корни европейской культуры, и Эмилии по обоим берегам реки Арно раскинулась Флоренция (население 460 тыс. жителей). Город был основан этрусками, затем завоеван римлянами, Юлием Цезарем в 59 г. до н.э., как поселение легионеров. Начиная с XI в., Флоренция стала бурно расти и развиваться и в XIII-XIV вв. превратилась в один из самых крупных городов Европы. Золотой век Флоренции длился с XV по XVI в., тогда Флоренция стала средоточием итальянской культуры, колыбелью Возрождения.Сохранилось немало узких средневековых улиц с домами-крепостями, но все же преобладают памятники архитектуры Возрождения - эпохи его наивысшего расцвета. Сокровищами искусства и памятниками многовековой истории Флоренция привлекает к себе многочисленных туристов из всех стран мира.

С вершины ближайшего холма четко выделяются три главные достопримечательности Флоренции, возвышающиеся над морем черепичных крыш:

Очень живописна набережная реки со старинными мостами, самый древний - Понте Веккьо, на котором уже много лет размещаются ювелирные лавки. Во Флоренции много зелени, сконцентрированной в садах "Боболе" и "Кашине".

До сих пор Флоренция оправдывает имя, данное ей римлянами, основавшими у берегов Арно военную колонию названную Флорентией, то есть "цветущая".

Кафедральный собор Флоренции в том виде, в котором он предстает перед нами сегодня, является результатом труда многих поколений. История его строительства насчитывает более шести веков! Основу собора Санта Мария дель Фиоре заложил Арнольфо ди Камбио еще в конце XIII столетия. Однако Арнольфо скончался в 1302 году, успев построить только фасадную стену и частично боковые. Купол собора, который стал символом всей Тосканы, был спроектирован гениальным архитектором Возрождения Филиппо Брунеллески. А отделка фасада была завершена только в XIX веке, кстати, во многом благодаря материальным пожертвованиям нашего соотечественника промышленника Демидова, чей герб теперь красуется справа от главного входа.

В 1293 Флорентийская республика решила воздвигнуть рядом с Баптистерием Сан Джованни новый собор. Строительство начали на месте старого собора, который назывался Санта Репарата в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в ее день была одержана победа над варварами. Новый собор в 1412 году официально посвятили Богородице, и он стал называться Санта Мария дель Фиоре (собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках).

Арнольфо ди Камбио, которому было поручено строительство, был главным архитектором городского Совета и к этому времени успел прославиться благодаря строительству францисканской церкви Санта Кроче (св. Креста), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.

Закладка фундамента нового кафедрального собора была отпразднована с великой торжественностью в день рождества Богородицы в 1296 году. Арнольфо работал над строительством собора вплоть до 1302 года, когда он умер. Хотя в этот период господствующим архитектурным стилем была готика, Арнольфо задумал базилику, отличающуюся классической роскошью, с тремя широкими нефами, сходящимися в высоком алтаре, где должна была находиться кафедра в форме трилистника, на которую должен был опираться купол. По его проекту диаметр купола должен был равняться 45,5 метров, как и у баптистерия.

После смерти архитектора строительство собора прервалось на долгие годы. На фреске 1342 года, находящейся в музее Бигалло, запечатлено недостроенное здание собора. Под руководством Франческо Таленти, надзиравшим за строительством в 1349-59 годах, была закончена колокольня, и выполнен новый проект купола: центральный неф был разделен на четыре квадратных придела. Церковь Санта Репарата была снесена в 1375 году, что должно было служить свидетельством готовности Санта Мария дель Фиоре стать кафедральным городским собором.

Часы в соборе Санта Мария дель Фьоре показывают время не до полуночи, а до заката. Стрелки движутся в обратную сторону.

Однако площадь является не только "гражданским" центром города, Это еще и великолепный музей под открытым небом. На юг, в направлении реки Арно, вытянулась площадь Уффици. Перед ней стоит притягательная Лоджия Ланци (1376-1382), под крышей которой находится 15 статуй, среди которых выделяются изумительная статуя Персея, держащего голову Медузы, и "Похищения Сабинянок" работы Джанболоньи.

В 1495 году флорентийцы в знак возрождения республики водрузили перед дворцом Синьории бронзовую статую "Юдифь с головой Олоферна", созданную Донателло в 1456 году. Обезглавленный Олоферн стал символом ниспровергнутого семейства Медичи, а Юдифь олицетворяла освободившуюся Флоренцию. В 1504 году Микеланджело изваял библейского героя Давида. Гигантская статуя высотой 4 метра наполнена энергией, движением, силой, мощью и красотой. Давид Микеланджело стал символом стремления Флоренции к свободе. Давид был тожественно установлен перед дворцом Синьории, сменив на этом месте Юдифь, которую перенесли в лоджию Ланци. Около 300 лет назад оригинал Давида переехал в Галерею Академии, а на площади поставили копию. Юдифь в 1919 году вернули на прежнее место.

Площадь Синьории окружает ряд зданий, построенных в XIV-XVI веках. Среди них нужно отметить Торговый Суд (1359 год) и Палаццо Угуччони, фасад которого считается спроектированным Рафаэлем. В соседнем здании находится коллекция Альберто делла Раджоне. В 21 зале дворца хранится около 250 работ современных итальянских художников. В 1970 году коллекция была передана в дар городу.

В процессе проведения на площади реставрационных работ в 1980 году были найдены фундаменты античных домов. Когда ученые археологи раскопали многочисленные культурные наслоения, то под остатками строений, относящихся к римскому периоду, удалось найти следы поселения каменного века. А это означает, что люди на берегах реки Арно селились задолго до римлян.

Много интересных открытий скрывалось под средневековыми домами. Удалось найти несколько термальных бассейнов и даже мастерскую пошива одежды. Это открытие подтверждает, что задолго до экономического взрыва в 12-13 столетиях, обогатившего "город цветка" и позволившего вкладывать громадные деньги в развитие искусства, ремесла играли важную роль в истории и экономике Флоренции.

Может быть поэтому Баптистерий наиболее почитаем флорентийцами среди церковных учреждений. О нем вспоминал в изгнании Данте, называя его 'Прекрасный Сан-Джованни'.

Первые упоминания о Баптистерии святого Иоанна и кафедральном соборе относятся к V веку, хотя точная дата постройки неизвестна. Баптистерий был сооружен в северо-восточной части внутреннего кольца стен Флоренции на развалинах римских построек. С тех пор здание несколько раз перестраивалось, но при этом сохранило первоначальную восьмигранную форму и мраморную облицовку.

Церковь Святого Иоанна становится частью истории 4 марта 897 года, когда Амадео - римский князь и представитель императора вершил суд в портике, расположенном напротив 'Базилики Святого Иоанна Крестителя'. В этот период Баптистерий становится Кафедральным собором Флоренции. Следующее историческое событие произошло 6 ноября 1059 года, когда вновь избранный Папа Николас II реконструировал базилику, сделав ее новым эпископатом. Наконец был закончен восьмигранный купол и пристроена полукруглая аспида в западной части здания, в которой разместился алтарь. В 1113 году в церкви был похоронен эпископ Раниери.

Вплоть до 1128 года Церковь Святого Иоанна продолжает выполнять роль кафедрального собора, одновременно оставаясь Баптистерием. В те годы обряд святого таинства проводился только два раза в год, поэтому необходимо было иметь несколько дверей, дабы толпы верующих могли попасть в собор. Не будем забывать, что в это время во Флоренции было примерно 30 тыс. жителей, а вокруг города возводилось уже четвертое кольцо стен, охватывающее площадь по крайней мере в два раза большую, чем третье.

В этот же период (до середины 12 века) началась внешняя отделка Баптистерия. Для облицовки использовали белый и зеленый мрамор, закрывший основу стен, сложенных из песчаника. Мраморная мозаика стала символом движения к Ренессансу. По своей элегантности Баптистерий воплощал душу Флоренции; он стал прототипом будущей Романской архитектуры и послужил моделью для Леона Баттисты Алберти, когда он приступил к работе по завершению фасада церкви Санта-Марии Новелла в 1470 году. Восьмигранные блоки, декорированные строгими белыми и зелеными полосами, стали типичными элементами Романского стиля, встречающимися также в Пизе и других городах Италии. Очень интересны и окна здания, украшенные попеременно то стрельчатыми, то полукрыглыми решетками, - классическое украшение для архитектуры Ренессанса.

Внутри Баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре прекрасного инкрустированного мраморного пола находился Крестильный источник, о котором упоминал в своей 'Божественной комедии' Данте, но он был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены. Кроме него украшением внутреннего убранства служат два римских саркофага, алтарь XIII века и великолепная деревянная статуя Магдалины работы Донателло (1435-55). Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.

В принципе, великому герцогу было бы все равно, чем там торгуют на мосту, да только над левой стороной моста проходил коридор Вазари (Corridoio Vasariano), сооруженный придворным архитектором в 1565 году. Коридор вел из верхнего этажа Уффици в палаццо Питти и построен был для того, чтобы переехавший в новую резиденцию Козимо мог без особых хлопот общаться с сыном Франческо, оставшимся в старой. И все бы было ничего, но, во-первых, коридор пришлось делать кривым: владельцы одной из башен в конце моста наотрез отказались оттуда съезжать. А во-вторых, из окон отчаянно воняло: холодильников в мясных лавках тогда, понятно, не водилось. Вот и пришлось мясников выгонять, чтобы не беспокоили.

Коридор потом сослужил флорентийцам большую службу: в 1944 году, во время отступления, немцы подорвали все переходы через Арно, а этот из уважения решили пощадить, поскольку во всем мире застроенных мостов осталось всего два: Понте-Веккьо да Риальто в Венеции. Зато все подходы к нему смели начисто (после войны пришлось возводить заново весь квартал). Перебраться же через реку можно было только через Вазариев коридор, потайной выход из которого находился в одном из гротов сада Боболи.

Луке Питти повезло куда меньше: дворец остался стоять, а вот заказчик по ходу строительства разорился. Резиденцию же через 100 лет (в 1549 году) купили те самые Медичи, которых она должна была окончательно посрамить.

Только теперь палаццо показалось им слишком тесным. При Элеоноре Толедской (жене Козимо I, известной по висящему в Уффици портрету в невероятно изукрашенном платье) его расширили: фасад (в оригинале - квадратный, на 7 окон) удлинили на 2 окна с каждой стороны; внутри соорудили парадную лестницу, а сзади - великолепный парк, послуживший образцом при создании Версаля. В XVII веке достроили боковые крылья, а в XVIII-XIX веках окружили площадь полукруглой колоннадой. Все это время палаццо Питти было резиденцией правителей Тосканы.

Теги: собор, город, флоренция, в, просторной, котловине, в, окружении, пологих, холмов, у, самого, подножия, северных, апеннин, на