церковь Приидите честный Покров Божия Матери Приидите честный Покров Божия Матери ублажим комментарий в свете веры

Домашняя | Галерея | церковь | 100

церковь  Приидите честный Покров Божия Матери Приидите честный Покров Божия Матери ублажим комментарий в свете веры

«Приидите, честный Покров Божия Матери ублажим» (комментарий в свете веры)

Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь, по словам паломника, не знает этого праздника.

Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

Прп. Андрей Юродивый был родом из Скифии (в славянском переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей Андрей был в Константинополе продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, который отдал его в школу, где Андрей быстро научился грамоте и счету. Вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего Андрей любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды Андрей увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день Андрей, после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впоследствии написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что Андрей сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там Андрею явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов, которые укрепили его в решении стать юродивым.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания прп. Андрея Юродивого встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. (Gedeиn. `EortolТgion. S.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе Гроттаферратского монастыря 1300 г. (Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В византийских синаксарях памятьпрп. Андрея Юродивого приводится без жития. В современных календарях греческих Церквей память этого святого отсутствует.

1-й древнерусский перевод жития прп. Андрея Юродивого, выполненный предположительно в XI – нач. XII в., восходит к редакции, сохранившейся в греческом списке XIV в. (Monac. gr. 552). Известно более 200 списков данного перевода жития прп. Андрея Юродивого. Отрывок из Беседы прп. Андрея Юродивого с учеником Епифанием, вписанный во 2-й четв. XIII в. в Изборник Святослава 1073 г. (Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. Л. 127 об.), является древнейшим фрагментом 1-го древнерусского перевода. Самый древний полный список жития прп. Андрея Юродивого находится в рукописи кон. XIV в. (РГАДА. Син. тип. № 182). Большое по объему житие Андрея Юродивого (ок. 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в различных сборниках. Проложные статьи, составленные на основе 1-го древнерусского перевода жития прп. Андрея Юродивого, были не позднее сер. XII в. включены в 1-ю редакцию нестишного Пролога под 1–5, 8, 12, 16 октября При создании в XIII в. 2-й редакции Пролога в нее добавлены еще 4 статьи из жития Андрея Юродивого под 6, 7, 15, 25 октября.

Теги: церковь, , приидите, честный, покров, божия, матери, приидите, честный, покров, божия, матери, ублажим, комментарий, в, свете, веры