церковь Чья вертикаль жирнее Путина или Патриарха Но многое уже было ими высказано и ко многому следовало бы прислушаться Мне кажется мы встаем сейчас на очень опасный путь Все мы хорошо знаем слова Христовы обращенные

Домашняя | Галерея | церковь | 1395

церковь Чья вертикаль жирнее Путина или Патриарха Но многое уже было ими высказано и ко многому следовало бы прислушаться Мне кажется мы встаем сейчас на очень опасный путь Все мы хорошо знаем слова Христовы обращенные

Девочка сидела посреди чужой комнаты прямо на полу, в куче копошащихся пищащих белых комочков и пыталась найти свое счастье...

Антиклерикализм – это неприятие чрезмерной, по мысли сторонников этой идеологии, роли религиозных институций вообще и духовенства в частности в жизни страны, общества, различных социальных институтов.

В последнее время действительно наблюдается рост антиклерикализма. Не думаю, что тут надо искать происки каких-то врагов народа, руку Госдепа или последствия жидо-масонского заговора. Всё объясняется, на мой взгляд, вполне естественно: в обществе возросла роль религиозных институций (и, в частности, РПЦ) – соответственно, возросло и противодействие их влиянию на общество, на отдельного человека.

Кроме того, по моему убеждению, росту антиклерикальных настроений весьма способствуют некоторые высказывания официальных лиц РПЦ (достаточно вспомнить полемику вокруг дресс-кода и прочих сомнительных идей). Церковь в последние годы и месяцы заявляет о себе как о мощной общественной силе, как о надежном партнере государства в различных сферах. Но поскольку государственный аппарат безнадежно скомпрометировал себя в глазах значительной части общества, то такое отношение к государству переносится и на РПЦ – в той мере, в какой РПЦ ассоциируется гражданами нашей страны с властными структурами РФ.

История со скандальным «панк-молебном» в Храме Христа Спасителя подлила масла в огонь. Фактически Церковь выступила в роли обвинителя, не использовав возможность мирного и милостивого разрешения этой ситуации (по крайней мере, так это выглядит в глазах многих людей – как церковных, так и нецерковных, – которые пытались вникнуть в суть проблемы).

Может быть, это прозвучит парадоксально, но в наши дни Церковь должна быть заинтересована в тесном взаимодействии с антиклерикальными кругами. Да, оттуда мы слышим и безосновательные нападки, и клевету, и слова ненависти. Но христианам – привыкать ли к поношениям? Зато если мы дадим себе труд прислушаться к тем здравым замечаниям (пусть и сделанным без любви), которые высказывают по разным поводам антиклерикалы, мы сами сможем стать лучше.

Действительно ли мы хотим, чтобы наши (и не наши) дети строем ходили на уроки «Основ православной культуры», которые в исполнении учителей советской закалки рискуют превратиться в классический «Закон Божий» синодальной эпохи? Уверены ли мы в том, что братание с коррупционерами, которых ненавидит население, – это благо для Церкви? Заинтересованы ли мы во взгляде нашей потенциальной паствы на РПЦ как на репрессивный орган? Казалось бы, ответ очевиден. Но подобные перекосы на деле видны не всегда, а если и видны, то клирики и миряне вряд ли будут с этим бороться: выносить сор из избы у нас не принято.

А кроме того, структура РПЦ выстроена по принципу той самой пресловутой вертикали. И информация «с мест» доходит до верхних уровней системы с искажениями, достигающими критического порога. И наоборот: воля, транслируемая сверху вниз, натыкается на непонимание, косность и элементарный саботаж. Короче говоря, обратная связь практически отсутствует. И вот тут-то и пригодились бы антиклерикалы. Находясь во внешней среде по отношению к церковным структурам, они неустанно критикуют нас – и эта критика имеет все шансы быть услышанной на самых разных уровнях: от Синода до самого незначительного прихода.

Но многое уже было ими высказано – и ко многому следовало бы прислушаться. Мне кажется, мы встаем сейчас на очень опасный путь. Все мы хорошо знаем слова Христовы, обращенные к апостолу Павлу:

Но всмотримся в эту дарующую десницу. Чья она? Что это за люди?

И вот в этой ситуации Церковь должна пойти по пути кеносиса, уподобляясь своему Главе. Не стремиться властвовать и тем более карать – а миловать и ходатайствовать о милости. Не требовать для себя – а отдавать другим. Не трубить о себе на стогнах – а тихо и молча помогать людям, и церковным, и нецерковным – ибо за всех умер Христос.

Только в этом случае мы получим надежду на обращение ко Христу наших соотечественников. Если же после десятилетий унижения Церковь захочет взять реванш – это будет катастрофой и для самой Церкви, и для нашего народа, и, в конечном счете, для государства.

Прислушаемся к антиклерикалам. Сами того не ведая, они радеют о нашей пользе.

Теги: церковь, чья, вертикаль, жирнее, путина, или, патриарха, но, многое, уже, было, ими, высказано, и, ко, многому, следовало, бы, прислушаться, мне, кажется, мы, встаем, сейчас, на, очень, опасный, путь, все, мы, хорошо, знаем, слова, христовы, обращенные