церковь С М Прокудин Горский Кострома Успенский и эта же икона представлена уже в третьем окладе Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Скорее всего эта иллюстрация сделана с того же негатива что и одна из двух предыдущих фотографий левая Но с

Домашняя | Галерея | церковь | 4464

церковь С М Прокудин Горский Кострома Успенский и эта же икона представлена уже в третьем окладе Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Скорее всего эта иллюстрация сделана с того же негатива что и одна из двух предыдущих фотографий левая Но с

Но даже на фоне этого погрома уничтожение возвышавшихся над центром города двух соборов и колокольни выглядит чудовищно.

На этой странице представлены фотографии, сделанные крупным планом, с близкого расстояния. К громадному сожалению, и от этих фотографий тоже сохранились только

На правой верхней фотографии видны все основные сооружения ансамбля (а не только Успенский собор; название фотографии не вполне точное): справа Успенский собор, слева Богоявленский собор с колокольней, перед Успенским  собором Триумфальные ворота. Нет только двух домов соборного причта (сохранившихся до нашего времени); их можно увидеть на упоминавшемся

Соборы располагаются на том месте, где раньше был деревянный кремль (перенесенный сюда с другого места в 1416 году). Он сгорел при опустошительном пожаре Костромы в 1773 г. и больше не восстанавливался.

Первый каменный Успенский собор появился на этом месте еще до перенесения сюда кремля - в 1250 г., при князе Василии Ярославиче Квашне (брате Александра Невского). Собор, дошедший до

В 1773 г. Успенский собор пострадал от пожара. При восстановлении в 1775 - 1778 гг. главы собора получили новую форму, характерную для барокко. В 1776 г. к его углу была пристроена часовня-ротонда (граненой формы); купол этой часовни виден на правой верхней фотографии левее Триумфальных ворот.

Богоявленский собор и колокольня построены в 1776 - 1791 гг. на месте древнего Крестовоздвиженского монастыря, сгоревшего в 1773 г. Автор проекта - замечательный архитектор Степан Андреевич Воротилов - местный житель, архитектор-самоучка (но не дилетант!).

Богоявленский собор очень красив. Но особенно прекрасна его колокольня. По моему убеждению, это одно из лучших произведений барокко в России (не исключая Санкт-Петербурга и Москвы).

Примерно к этому же времени относится ограда соборов. В ограде было трое ворот и одна калитка. Лучшие ворота - Триумфальные - главный вход на территорию соборов (они видны на трех фотографиях из четырех). Ворота были построены неизвестным архитектором, видимо, еще до пожара 1773 г. - в честь посещения Костромы Екатериной

В 1913 г. (уже после того, как Прокудин-Горский сфотографировал эти храмы) в присутствии Николая

В 1928 г. на пустой пьедестал была поставлена громадная скульптура Ленина. Появился редкостный по уродству и по нелепости памятник: пьедестал сохранил черты церковной архитектуры, даже место для иконы в нем есть! (В 1982 г. обветшавшая бетонная статуя была заменена новой, металлической.) Впрочем, это уродство, видимо, еще не было столь вопиющим до тех пор, пока сохранялись соборы и колокольня.

Что касается соборов, то с 1922 г. в них обосновались обновленцы (раскольническое движение в церкви, отличавшееся полной и безоговорочной поддержкой советской власти). Но и это не спасло соборы. В 1929 г. они были закрыты. А в 1934 г. оба собора и колокольня были преступно уничтожены.

С тех пор на кремлевском холме - как бы в насмешку - одиноко возвышается уродливейший памятник Ленину. Видный издалека, он портит вид всего центра города.

На обеих фотографиях представлена явно одна и та же икона в разном окружении. (Ср.

Скорее всего, эта иллюстрация сделана с того же негатива, что и одна из двух предыдущих фотографий (левая?). Но с полной уверенностью я не могу это утверждать.

Феодоровская икона Божией Матери - главная святыня Костромы. Она написана не позже

Икона находилась в иконостасе Успенского собора, слева от Царских врат (как и положено иконе Богоматери). На фотографиях икона вынесена на воздух (вероятно, специально для фотографирования).

Икона Феодоровской Божией Матери, слава Богу, уцелела в советское время и, более того, никогда не покидала церковных стен. После закрытия Успенского собора она была перенесена в церковь Иоанна Златоуста, ставшую кафедральным собором (эта церковь не закрывалась и сохранилась до наших дней; на фотографиях Прокудина-Горского церковь Иоанна Златоуста, расположенная довольно далеко от Волги, не видна). Потом она была перенесена в

С чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери было сделано несколько списков. В

Какова судьба этой иконы после революции, мне неизвестно. К сожалению, я ничего не знаю и о судьбе предметов, изображенных на следующих фотографиях.

Теги: церковь, с, м, прокудин, горский, кострома, успенский, и, эта, же, икона, представлена, уже, в, третьем, окладе, чудотворная, феодоровская, икона, божией, матери, скорее, всего, эта, иллюстрация, сделана, с, того, же, негатива, что, и, одна, из, двух, предыдущих, фотографий, левая, но, с